Фольклорный архив Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Этот сайт представляет собой электронную версию фольклорного архива Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».


Сайт создан на средства гранта, выделенного Фондом образовательных инноваций НИУ ВШЭ на пост-продакшн по результатам студенческих экспедиций в рамках проекта «Открываем Россию заново» и с использованием средств гранта РФФИ №17-24-01004-ОГН «Белорусско-русское этнокультурное взаимодействие в трансграничной перспективе» (руководитель – А.Б.Мороз)

Состав архива

Архив включает в себя материалы двух экспедиций, работающих независимо одна от другой. На сегодняшний момент выложены все текстовые материалы (расшифровки аудиозаписей), частично фото- и видеоматериалы. В дальнейшем планируется пополнение архива новыми полевыми данными и расширение мультимедийной составляющей.

Текстовые материалы, полученные в ходе работы двух экспедиций, сортируются разными способами, что связано с принципами обработки данных (см. раздел «Об экспедициях»), но поисковый инструментарий дает возможность удобного поиска как по тексту, так и с использованием метаописания.

Расшифровки аудиозаписей экспедиций на белорусско-русское пограничье сделаны в упрощенной фонетической записи, отражающей основные особенности диалекта. При этом в записях с территории белорусско-русского пограничья, для которого характерен фрикативный согласный Г, он обозначается буквой Г, то есть во всех записях по умолчанию (когда это не оговорено) звучит фрикативный Г.

К сожалению, разная степень лингвистической подготовки участников экспедиций и различный их опыт полевой работы делает невозможным полную унификацию принципов расшифровки, поэтому в разных записях пользователь найдет большую или меньшую точность в передаче фонетики и грамматики, что, однако, не должно сказаться на содержании текстов.

Об экспедициях

Экспедиции организуются преподавателями НИУ ВШЭ, основной состав участников - студенты НИУ ВШЭ. Финансирование экспедиций осуществляется за счет средств Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ (проект «Открываем Россию заново»), а также за счет средств Факультета гуманитарных наук, выделяемых на проведение выездной практики студентов.

Школа лингвистики

Экспедиция Школы лингвистики под руководством доцента НИУ ВШЭ, к.ф.н. Ю.М. Кувшинской. Проводится с 2017 г. в центральной России (Кимрский район Тверской области (в сотрудничестве с ГРЦРФ, 2017), Южский и Пестяковский районы Ивановской области).

Методика полевой работы экспедиции Школы лингвистики в Тверской и Ивановской областях традиционна для фольклористов. При обследовании района используются опросники, задача которых – помочь собирателю составить детальную картину локальной традиции. Систематизация материалов осуществляется по жанровому принципу. Поэтому материалы экспедиций в Тверскую и Ивановскую область в составе архиве охарактеризованы с точки зрения жанра. Несмотря на проблематичность жанровой квалификации многих текстов, в целом жанровый принцип представляется интуитивно понятным как исследователю, так и собирателю-студенту, поддерживает преемственность собирательской традиции и сопоставимость материалов. В то же время при поиске текстов в архиве по жанрам рекомендуется ориентироваться не только на жанровую характеристику, но и на ключевые слова, а также рассматривать тексты близких жанров (легенда – предание и др.).

Исходя из задачи максимально полного описания фольклорной традиции, участники экспедиций в регионы Центральной России фиксировали как собственно фольклорные тексты, так и этнографические описания, этнолигвистические данные, результаты включенного наблюдения (описание крестного хода, могилы почитаемого блаженного и т.п.), а также нарративы (рассказы о прошлом), отражающие осмысление событий и явлений недавнего прошлого носителями народной культуры.

Школа филологических наук

Экспедиция Школы филологических наук под руководством профессора НИУ ВШЭ, д.ф.н. А.Б.Мороза. Проводится с 2016 г. на белорусско-русском пограничье (на сегодняшний момент обследован ряд сел Злынковского р-на Брянской обл.)

В основу полевой работы экспедиции Школы филологических наук на белорусско-русское пограничье положено интервьюирование значительного числа жителей сел (от 20%) по 27 программам-опросникам, отражающим разнообразные стороны традиционной крестьянской культуры: свадебные обряды; родильные обряды; погребальные обряды; зимние календарные обряды; весенние календарные обряды; летние календарные обряды; осенние календарные обряды; обряды и верования, связанные с севом и жатвой; скотоводческие обряды и верования; строительный обряд; обряды и верования, связанные с прядением и ткачеством; испечением хлеба; утварью и одеждой; демонологические представления; представления о природе и времени; метеорологическая магия; верования, связанные с растениями, и их ритуальное использование; верования, связанные с животными, рыбацкая и охотничья магия; верования, связанные с птицами; насекомыми; народная медицина; необрядовый фольклор; народное православие; "народная Библия"; народная педагогика; детский фольклор; традиционное застолье. Часть опросников составлена участниками экспедиции специально для исследуемого региона, в основу ряда других положены переработанные программы по этнолингвистическому изучению народной культуры Полесья, созданные в Отделе этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН и частично опубликованные в «Полесском этнолингвистическом сборнике» (М., 1983).

Основная задача экспедиции Школы филологических наук (на белорусско-русское пограничье) состоит в том, чтобы собрать этнографические, этнолингвистические и фольклорные материалы, которые бы позволили составить как можно более подробное и детализированное описание современного состояния традиционной культуры изучаемого региона.

Таким образом, осуществляется опрос информантов в рамках единой схемы, что открывает возможность для сопоставления данных, полученных не только из различных сел, но и внутри одного. При опросе не производится отбора информантов, напротив, задача состоит в том, чтобы дать как можно более широкий диапазон социальных и половозрастных групп населения (в том числе опрашиваются и "дачники" - преимущественно местные уроженцы, переселившиеся некогда в города и приезжающие в родные села на летний отпуск или, выйдя на пенсию, живущие в деревнях по полгода).

В основу организации фольклорного архива Школы филологических наук положен принцип «картотеки»: при расшифровке аузиозаписей интервью членится на фрагменты, посвященные какому-либо одному или нескольким связанным между собой тематически или ассоциативно фактам, сюжетам, описаниям. Если несколько самостоятельных текстов (например песен или легенд) исполняются без перерыва и в связке, то они тоже не разделяются. Такой принцип организации архива продиктован использованием опросников и их структурой. Каждый из опросников содержит от 15 до 40 вопросов, ответы на которые собиратель старается получить в ходе работы с информантом. Каждому фрагменту интервью (карточке) присваивается неуникальный код, включающий номер опросника (римские цифры) и номер или номера вопросов и подвопросов, которым соответствует запись. Кроме того, в каждой «карточке» указаны шифры информантов и собирателей, год и место записи.

Метаописание записей

Пользователь архива может искать материал как посредством полнотекстового поиска, так и с помощью метаданных. С каждой записью в архиве ассоциирована следующая информация:

  • шифр информанта
  • место записи
  • год записи
  • данные о собирателях
  • ключевые слова
  • жанр (для экспедиции в центральную Россию)
  • номер опросника и номер вопроса (для экспедиции на белорусско-русское пограничье)

Доступ к данным архива является свободным, однако подробные сведения об информантах закрыты для пользователей архива и могут при необходимости быть запрошены у создателей (запрос должен быть мотивирован). Аудиозаписи также могут быть предоставлены по специальному мотивированному запросу.

При использовании материалов сайта ссылка на проект обязательна.

Команда
Руководство

Андрей Мороз - руководство экспедициями, руководство архивацией, разработка структуры сайта

Юлия Кувшинская - руководство экспедициями, руководство архивацией, разработка структуры сайта

Разработка сайта

Борис Орехов - концепция и структура сайта

Евгений Глазунов - разработка сайта

Анастасия Костяницына - дизайн

Разметчики

Подготовка материалов для размещения на сайте

Мария Белова, Анастасия Заикина, Александра Захарова, Даниил Игнатьев, Анна Копаева, Арина Куприянова, Ульяна Курьянова, Надежда Мельникова, Екатерина Очкасова, Марина Толкачева, Елена Фролова, Мария Чайкина, Татьяна Ходневич, Елена Дмитриева

Все вопросы и замечания, касающиеся работы с архивом, содержания и использования материалов сайта просим направлять на следующие адреса:

abmoroz@hse.ru (Андрей Борисович Мороз)

ykuvshinskaya@hse.ru (Юлия Михайловна Кувшинская)