[Были какие-то праздники летом, кроме Троицы?] Да бог её зна́ет, ско́лько… када́ ɣуля́ли они́ как, старики́-то ɣуля́ли ра́ньше. Ра́ньше справля́ли и Петро́в день, он двена́дцатого ию́ня… ию́ля. Роди́тельский день — то́же на кла́дбище ходи́ли.
[А родительский день когда?] А он н… со́рок… на сороково́й д… со́рок дней по́сле Па́ски.
[Это где-то рядом с Троицей?] Не, вперёд Тро́ицы.
[Перед Троицей?] Уɣу́.
[А его так и называли «родительский день»?] Да.
[Так же ходили на кладбище, поминали?] Уɣу́. Он во вто́рник, э́тот роди́тельский день, всегда́ на соро… пос… по́сле сорока́ дней Па́ски, роди́тельский день.
[То есть сорок дней проходит, и в первый вторник после сорока дней?] Уɣу́.
[А вот про Петров день вы сказали, его как справляли?] Ну, тут уже́ поко́с начина́лся. Ну вот на́ши роди́тели, дак они́ по́сле Пе… на поко́с съе́здят, при… собира́лись ск… э́той бриɣа́дой ɣуля́ли всей.
[То есть это был просто сельскохозяйственный праздник?] Ну да. Пра́здник.
[После Петрова дня начинался сенокос?] Пок\ос. Сеноко́с начина́лся.
[А, может, приметы какие-то были с этим днём связаны, не помните?] Да, бог её зна́ет, каки́е приме́ты.
[Или про растения, что они начинают как-то расти?] [Отрицает.] [А Ивана Купалу отмечали?] Ну он ра́ньше Петро́ва дня, он седьмо́го ию́ня… ию́ля, Ива́н Купа́ла. Ну у нас не́ту тако́го на Ива́на Купа́ла.
[То есть его никак не отмечают?] [Отрицает.] Ну, я не по́мню, чтоб отмеча́ли Ива́н Купа́ла. Петро́в день зна́ю, что на́ши роди́тели с поко́са е́дут с песня́ми, на лошадя́х.
[А песни какие? Какие-то специальные для этого дня?] Да кото… каки́е пе́ли, они́ вся́кие пе́сни пе́ли, всё про жизнь. Пе́сни стари́нные-то хоро́шие, не то, что сейча́с «тяў-тяў-тяў-тяў-тяў-тяў-тяў».
[А Ивана Купалу так и называли здесь?] Ну.
[Иван Купала, да?] [Соглашается.] [А с купанием никаких не было традиций связано?] Ну, с… купа́ться начина́ли с Петро́ва… с Тро́ицы.
[А почему с Троицы?] Бог ведь, э́то, ɣоловёшечку кида́л в во́ду, как нам объясня́ли ра́ньше.
[Это вода тёплая была?] Да, вода́ станови́лась тёплая уже́.
[А когда заканчивали купаться?] Илья́. Второ́го ию́... а́вгуста. По́сле Ильи́ уже́ не купа́лись.
[А почему?] Не зна́ю.
[А про него ничего не говорили такого?] Нет.
[А Илья — это кто?] Ильи́н день, второ́го а́вгуста.
[А вот а кто такой Илья?] Да бог его́ зна́ет, кто он тако́й.
[А ещё в Ильин день что-то делали? Или заканчивали что-то делать?] Не зна́ю, что… что… как поко́сы конча́ли.
[Это в Ильин день?] Ну, стара́лись в э́то… уже́ накоси́ть ко… к Илье́. Ну, ра́ньше-то коси́ли, лю́ди рабо́тали, вручну́ю ж коси́ли лит… лито́вками. Находи́лись на сов… на совхо́зных поля́нах. Лю́ди заɣота́вливали се́но в колхо́зы, а пото́м уже́ себе́ ка… када́ приходи́лось, и по́сле Ильи́ де́лали. Ра́ньше держа́ли по одно́й коровёнке, дак вручну́ю всё коси́ли.
[А не говорили, когда скот выгонять прекращали?] Ну, сне.. снег выпада́л, и коро́в пасти́ не… прекраща́ли.
[А это было в какой-то особенный день?] Нет.
[Нет?] Нет. Как поɣо́да по… вот до каки́х пор поɣо́да позволя́ла, по… до тех пор пасли́.
[А про Троицу: говорили, кто это или что это?] Да бог её зна́ет, не зна́ю, девчо́нки ничё э́того.