Год | 2021 |
Собиратели | АМА, ФЕЕ |
Тюменская область |
Ишимский район |
Новолокти |
Код | ФМП |
Пол | f |
Год рождения | 1946 |
Тюменская область |
Ишимский район |
Новолокти |
IIIa 11 | Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)? |
IIIa 14 | Считалось ли, что можно видеть душу умирающего, умершего или спящего человека? В каком образе (в виде воздуха, тени, дыма, пара, клубка, столба; в виде птицы, мыши, насекомого и т.д.)? Запишите былички. Считается ли, что душа умершего сорок ночей летает на место своей смерти? Делают ли для нее на кровати усопшего маленькую постель из подушечки и полотенца? |
IIIa 8 е | Кто мог причитать на похоронах? Где причитали (в доме покойника, на кладбище)? Не было ли профессиональных плакальщиц, как с ними расплачивались? Запишите тексты причитаний. Говорили ли, что богоматерь любит, когда дети плачут на могиле родителей, и сердится, когда мать плачет на могиле детей? |
IIIa 9 б | Как называлось поминальное блюдо (кутья, коливо, сыта, канун и т.д.)? Что это: каша, хлеб, крошенный в сладкую воду, и т.д.? Как его ели (давали каждому по ложке кутьи, клали ее в руку, в рот)? Зависит ли состав блюд от наличия поста? Едят ли кутью в другие дни (например, на сороковины)? Можно ли на поминках чокаться рюмками? Петь? Сколько можно пить рюмок на поминках (четное число)? |
Блины, Внутренний-внешний, Время, Голос, Девять, День, Дни, Душа, Еда, Земля, Зерно, Каша, Крупа, Кутья, Могила, Народное православие, Новый-старый, Пища, Покойник, Поминальные дни, Поминки, Посыпание, Похоронный обряд, Причитания, Пшеница, Священник, Семейные обряды, Скорбь, Сорок, Трапеза ритуальная, Угощение, Церковь, Число
ФА ВШЭ 10018
10018
[Раннее ФМП упоминала о том, что умерших поминали на Троицу и в родительский день. (См. VIa-2, 6 а, 15, 19 а).] [А когда ещё поминали умерших?] Дак а уме́рших вот как похоро́нют, э́то сра́зу ɣоря́чий обе́д де́лают лю́ди. Пото́м девя́тый день де́лают, сороково́й день, полго́да, ну а там уже́ да́льше хто как. А вот э́то… э́ти… вот э́то у нас… как его́... обы́чай уже́, заведено́ э́то. [А горячий обед — это прям обязательно, чтоб горячий?] Ну су… суп, да. Ну ɣоря́чий обе́д как зову́т, что по́сле по́хорон вот он, ɣоря́чий обе́д. Помяну… [А кашу не варили?] Вари́ли, ка́шу вари́ли, блины́. [А из чего кашу делали?] Ка́ша… пшено́. [Пшено, да?] Ну. Ре… э́то, ра́ньше кутью́ де́лали со пшани́цы, но сейча́с бо́льше с ри́су всё де́лают, кутью́. С изю́мом. [То есть кутья — это рис или пшено с изюмом?] Нет, ку… пшено́ — э́то ка́ша. А рис, рис или со пшани́цы… Ра́ньше пшани́цу всю де́лали, кутью́. А сейча́с с ри́су де́лают кутью́. [Это только на похороны?] На по́хороны. Ну, и на… на девя́тый день и на… как помина́ем, так сде́лаем. [А не говорили, что до сорокового дня душа ещё тут где-то?] Да, д… душа́ лета́ет. [Летает?] Уɣу́. Обяза́тельно к девя́тому дню надо ў це́рковь, чтоб отпе́ивает… ба́тюшка поко́йника. И с це́рьквы зе… зе́млю э́ту церьков… э́ту, что… поп даёт… на́до принести́ на моги́лку, не занося́ никуда́, что́бы в и́збу не заноси́ть э́ту из це́рьквы зе́млю. [А то что?] Бог его́ зна́ет, да что́ она, ну. Ну, зе́млю лу… в из… в и́збу не заноси́ли, стара́лись за… что́бы к девя́тому дню отпе́ивать. Ну, сейча́с сра́зу в ц… отпе́ивают в це́рькви, не заво́зят. [А по покойнику не голосили?] Ра́ньше ɣолоси́ли. На́ши роди́тели уме́ли ɣолоси́ть, а сейча́с нихто́. Пла́чем так. Но чтоб ɣолоси́ть… у нас не… в дере́вне никто́ не ɣоло́сит уже́. [А кто голосил обычно?] Ну, вот у нас ма́ма хорошо́ ɣолоси́ла. [То есть сами родственники?] Са́ми, са́ми ро́дственники. Приходи́ли лю́ди, кото́рые… Уɣу́. [А это женщины только голосили?] Да, же́нщины.