Ну, здесь вообще́ коренно́е населе́ние — э́то вы́ходцы из Белору́ссии, из Ви́тебской губе́рнии, село́ Гультяи́ там же, село́, дере́вня Гультяи́. Фами́лии здесь в основно́м каки́е… Гультя́евы, Гультяи́ — вот Гультя́евы, Зале́вские. Ну, Зале́вские — э́то чё-то с по́льским свя́зано, э́то по́льская фами́лия. Жгуно́вы. Вот в основно́м вот таки́е. Ну, я вот по́мню разгово́р вот был в Бре́сте, разгово́р наш дереве́нский… ба́бушки все… го́вор похо́дит на белору́сский, мно́гие слова́ белору́сские ещё и сейча́с сохрани́лись. Вот «дя́нки» вы зна́ете, что тако́е?
[Что, ещё раз?] Д\янки.
[Дянки?] Да.
[Соб.: нет.] Варе… ва́режки.
[Варежки?] А по-белору́сски «дя́нки».
[Дянки?] Да, вот. Мно́го изрече́ний белору́сских сохрани́лося. Я с же́нщинами там на вокза́ле разгова́ривал, как поняла́, с кем: «Дак ты чё, белору́с?» Я говорю́: «Да, пре́дки белору́сы». Вот так вот.
[… — разговор переходит на другие темы, уже в доме ЖВИ с участием его жены НГЖ возвращается к истории возникновения Новолоктей.] [Речь шла о местном музее.] [НГЖ:] Ну, вы зна́ете, что… как сказа́ть…
[Вздыхает.] Кто основа́л Новоло́кти? Вы́ходцы из Белору́ссии…
[ЖВИ:] Ну, я говори́л э́то.
[Соб.: да, нам рассказывали.] [НГЖ:] Уɣу.
[ЖВИ:] Ну да, белору́сы мы.
[Вы знаете исторические легенды, связанные с озёрами, деревней?] [НГЖ:] Истори́чески — то, что они́ пришли́ в дере́вню Ло́кти, сибиряки́ их не пусти́ли в дере́вню, вы́гнали, и им пришло́сь вот здесь и...
[ЖВИ:] Ря́дом они́ посели́лись, их сожгли́, они́ пч… пото́м сюда́ при… пришли́.
[НГЖ:] Вот поэ́тому и Но́воло́кти. Там Ло́кти, а э́то Новоло́кти.
[Их сожгли?] А?
[Их сожгли, вы говорите?] [ЖВИ:] Да-да-да. Они́ ря́дом на́чали сели́ться с Локтя́ми. Сибиряки́, ну… что тако́е сибиряки́? Э́то ссы́льные, бе́глые, то есть вот таки́е бе́глые в основно́м, ну…
[А как их называли?] Оторви́ да брось.
[НГЖ:] Как… как их… ой… Их вообще́ называ́ют ещё «колчаки́» у нас тут в дере́вне, потому́ что когда́ бы́ли… когда́ бы́ли бе́лые и кра́сные, там был штаб. Бе́лых.
[Соб.: В…] В Локтя́х.
[Соб.: Штаб…] Бе́лых.
[А здесь?] А здесь был штаб кра́сных.
[Соб.: А, то есть так поделились.] Да. Эт они́ таки́е бы́ли коренны́е, зажи́точные, таки́е вот они́...
[Соб.: Колчаки…] Вот их на… А так же как их… ещё их… ой… Как их её называ́ют-то?
[ЖВИ:] Да ника́к. Га́жья кровь.
[НГЖ:] Нет, подожди́, как их?
[Вспоминает.] Ой, да как же э́то…
[Что-то на «-дон», нет?] Вот…
[ЖВИ говорит одновременно:] Э́то шу́тка. Не называ́ют их, э́то я их так.
[НГЖ:] Э́то про́сто… вот колчаки́, про́сто ну вот с тех времён их ещё их вот потому́ что Колча́к там, колча́ковцы стоя́ли.
[Может, «чалдоны»?] Чалдо́ны.
[А почему «чалдоны»?] Почем\у «чалдо́ны»? Я не зна́ю.
[ЖВИ:] Ну вот «чалдоны», лихи́е лю́ди, вот всё это.
[То есть это такие лихие люди?] [НГЖ:] Ну, э́то так…
[ЖВИ говорит одновременно:] Ну, они́ сели́лись ведь как? Они́ вообще́-то ссы́льные, я говорю́, бе́глые.
[НГЖ:] Э́то… э́то… с каки́х-то веко́в да́льних там. Каки́е? Сели́лись тут во́льные лю́ди, потому́ что, ну как… зе́мли бы́ли…
[Задумывается.] Необъя́тные. Вот сели́лись тут, дава́ли им каки́е-то, наве́рно… Кто́-то, мо́жет, скрыва́лся, а кто́-то, мо́жет, каки… каки́е-то дава́ли, мо́жет быть, да́же префере́нции от госуда́рства. Мо́жет быть, от нало́гов. Ну, то есть они́ же жи́ли тут, во́льные лю́ди, жи́ли.