Год | 2021 |
Собиратели | АМА, НАЮ, ФЕЕ |
Тюменская область |
Ишимский район |
Новолокти |
Код | НГЖ |
Пол | f |
Год рождения | 1951 |
Тюменская область |
Ишимский район |
Новолокти |
IIIa 4 и | Что нельзя делать в доме, пока там покойник (мести пол, топить печь, печь хлеб)? Надо ли закрывать зеркала в доме, где покойник? Завешивают ли окна? Чем? Для чего? Как долго? |
IIIa 4 б | На какой день его хоронили? Куда клали покойника в доме, на что, куда головой, вдоль досок пола или поперек? |
IIIa 6 в | Что делали после выноса тела с лавкой, на которой лежал покойник: клали туда какие-либо предметы, камень, посыпали житом, переворачивали, ложились, садились и т.д.? Как мыли пол, после выноса тела (двигая тряпкой только в одну сторону, к порогу)? |
IIIa 6 б | Покойника выносят вперед головой или ногами? Почему? Выносили его в дверь или в окно? Кто это делает? Где находятся остальные? Как происходит прощание с домом (стучат гробом об порог)? Существуют ли запреты, связанные с выносом гроба (запрет касаться дверных косяков). |
Внутренний-внешний, Голова, Гроб, Дверь, Дом, Дорога, Душа, Зеркало, Кладбище, Лежать, Мытье, Ноги, Открытый-закрытый, Очищение, Память, Передний-задний, Покойник, Покрывание, Пол, Постель, Похоронный обряд, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Семейные обряды, Смотреть-заглядывать, Сон, Тело человека, Уборка дома, Уничтожение ритуальное, Утварь, Ходить, Чистота ритуальная, Чистый-грязный
ФА ВШЭ 10116
10116
[Ранее говорили о приметах, связанных с зеркалом. Соб.: Когда занавешивают зеркала?] А? [Занавешивают зеркала когда-нибудь?] Ну занаве́шивают, когда́ челове́к у́мер. [Почему?] Ну э́то как бы, душа́ уме́решего, чтоб туда́ не посели́лась. [В зеркало?] Угу́. И не оста́лась. То есть э́то вот то́же как-то вот, с тех да… [с тех давних поверий]. И убира́ют… а убира́ют когда́, наве́рно, когда́ выно́сят, когда́ уже́ челове́ка уже́ вы́несут. [Полы моют?] Обяза́тельно. [Как мо́ют?] Ну я, наве́рное, как мо́ют… а вот ка́к? Да я вот как-то не зна́ю. Я зна́ю, что… как-то вот с тем, как ста́вят гроб в до́ме, как-то вот тут осо́бенно на́до. Ра́ньше полови́цы же бы́ли, как-то и́ли так, и́ли так. [Лесенкой?] Нет, э́то вот как-то и́ли вдоль, и́ли поперёк на́до, но э́то то́же зна́ют, коне́чно, ста́рые лю́ди. […] [Вдоль или поперек?] Вот вдоль или поперёк, вот то́же это вот… [Это важно?] Вот э́то ва́жно бы́ло ра… э́то почему́-то то́же ва́жно бы́ло. [Куда головой клали покойника?] [НГЖ переспрашивают. Соб. отвечает.] АА, нога́ми к вы́ходу, к вы́ходу обяза́тельно. [Почему?] Ну то есть он до́лжен вы́йти, и выноси́ть нога́ми, нога́ми впе… как говоря́т: «Нога́ми вперёд». [А на кладбище так же везут?] А… да, да-да-да, нога́ми… то есть… вот он идёт нога́ми вперёд, не голово́й, что́бы он не верну́лся, ну как говоря́т, что́б он доро́гу не запо́мнил и́ли как-то так. […] И ещё я зна́ю то́же, что вот крова́ть, в спа́льне предполо́жим, то есть спать ну́жно голово́й к двери́, не нога́ми.