Характеристики текста
Год2021
СобирателиАБМ, ДАД
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодЖНИ
Полm
Год рождения1949
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 5 д Как одевали и обували покойника (покойницу)? Можно ли хоронить в туфлях на высоком каблуке, со шнурками? Как называется одежда, приготовленная для похорон (мё\ртвое платье, умё\ршее платье)? Какого она цвета? Можно ли хоронить покойника в одежде красного (черного) цвета? Если нет, то почему (на том свете покойник будет стоять под солнцем, пока одежда не выгорит)? Во что одевали девушку, умершую до свадьбы (в наряд невесты)? Как её называли (божья невеста)? Надо ли снимать с покойника украшения, когда его хоронишь? Почему (на том свете украшения обратятся в змей)?
IIIa 16 б Что делали, если покойник снится (раздавали его вещи, ходили поминать)? Что это значит (поминки просит, неправильно похоронен)? Как можно помянуть покойника?
IIIa 14 Считалось ли, что можно видеть душу умирающего, умершего или спящего человека? В каком образе (в виде воздуха, тени, дыма, пара, клубка, столба; в виде птицы, мыши, насекомого и т.д.)? Запишите былички. Считается ли, что душа умершего сорок ночей летает на место своей смерти? Делают ли для нее на кровати усопшего маленькую постель из подушечки и полотенца?
IIIa 5 доп
Ключевые слова
Бог, Богослужение, Босой, Брак, Былички, Вера, Верх-низ, Вино, Внутренний-внешний, Вода, Водка, Война, Время, Говорить, Год, Гость, Гроб, Давать-брать, Дар, Два, Девять, Деньги, Диалог, Дни, Дом, Дорога, Дочь, Душа, Еда, Женщина, Жизнь-смерть, Закапывание, Закрывать, Земля, Зима, Знахарь, Икона, Кладбище, Кормление, Красный угол, Крест, Купля-продажа, Кусать, Лед, Мать, Меморат, Могила, Молиться, Молодой-старый, Мужской-женский, Мужчина, Над-под, Народ, Народное православие, Нищий, Ноги, Обет, Обувь, Один, Остатки, Открытый-закрытый, Очищение, Память, Питье, Пища, Плата, Погребение, Поить, Покойник, Покойник ходячий, Поминальные дни, Поминки, Последний, Посуда, Похоронный обряд, Предки, Преломление хлеба, Приглашение, Прорицание, Пространство, Путь, Пьянство, Ребенок, Речь ритуальная, Родители, Родство, Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Сестра, Сласти, Смотреть-заглядывать, Сновидения, Сон, Сорок, Сосед, Старик, Старуха, Стоять, Страны света, Супруги, Сын, Тайно, Тело человека, Терять-находить, Тот свет, Трапеза ритуальная, Три, Убивать, Угол, Угощение, Ум-безумие, Утварь, Утопленник, Хлеб, Хлеб ритуальный, Ходить, Хороший-плохой, Церковь, Число, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10152
10152
[Было принято оставлять еду для покойника на поминках?] На поминках? Уɣу́, аɣа́. Я не зна́ю э́того, а я… но я расскажу́ то́лько про себя́, что я зна́ю. У меня́ де́душка ты́ща девятьсо́т шестьдеся́т пе́рвом году́ у́мер, се́мьдесят три го́да, аɣа́, э́тот кото́рый-то был, э́то га́зами не́мцами отра́ўлен и кото́рый был на на́шей праро́дине [в д. Гультяи Невельского уезда Витебской губ.], после́дний мой э́тот, аɣа́. Э́то кото́рый быва́л там. Ну, и вот, зна́чит, у́мер он, а у него́ была́ сестра́ Мелодо́ра, ну, и зна́чит води́чки налила́, она́ была́ э́то, в Бо́га ве́рила, не во́дку, ничё, води́чки налила́ в сто́почку, кусо́чек хле́ба, накры́ли и поста́вили у ико́ны, там, на божни́цу, на божни́цу. Она́ и сказа́ла… А мне ма́ло го́диков ещё, нача́льные кла́ссы каки́е-то, пе́рвый-второ́й там. Всё, зна́чит, поста́вили, и сказа́ла: «Вот, со́рок дней его́ душа́ бу́дет здесь, он бу́дет пить, пита́ться», – всё, ну, на́ши обы́чаи, вот ви́дишь, язы́ческие [смеётся], что ка́к так, всё, душа́ да, она́ ж не теле́сная. [Соб. начинает говорить.] Не зако́нчил, э́то мне… для меня́ до́рого. Ну, и зна́чит, со́рок дней прошло́, собира́ются поми́нки там, всё, снима́ют э́ту. Не зна́ю, как кто́, а я гляжу́: действи́тельно вот сто́лько [показывает пальцами: полстопки] уба́вилось, и я уве́ровал, что действи́тельно приходи́л и пил. А, от, я-то ребёнок, вы понима́ете, про чё я говорю́? Ничто́ так не де́йствует. Она́ сказа́ла, ба́бушка, как бу́дто всё, аɣа́, она́ мне никто́, э́то не моя́ ба́бушка. Моя́ ба́бушка одна́ ещё до войны́ умерла́, и всё, ещё дед оди́н жил. ААй, и вот, зна́чит, так и получи́лось, что э́то, я уве́ровал, что води́чка вы́пита, и дед приходи́л, и со́рок дней жила́ душа́, аɣа́, и пил, и хлеб ел. [В эти сорок дней нельзя увидеть покойника, когда он приходит?] Не зна́ю, вот э́то я не зна́ю, вот чё я уве́ровал, я вам скажу́. Я и ба́бушке пове́рил. Аɣа́, чё-то ещё хоте́л с… сказа́ть по… на э́ту те́му, но… но уже́ закли́нило, и тепе́рь э́то у меня́ как компью́тер: немно́жко зависа́ет щас, немно́жко, аɣа́, щас отойдёт оно́. Аɣа́, чё-то и́менно то́же на той, для меня́ это интере́сно, мо́жет быть, вам и не интере́сно, как де́душка приходи́л ко мне, а, как я де… [Воду с хлебом прямо к иконе поставили или ниже?] Нет, нет, пря́мо туда́, на по́лочку, всё на по́лочку, да, занаве́сочки сбо́ку, они́ у нас сплошь не закрыва́лись, а то́лько сбо́ку, аɣа́. […] [Вот воды стало меньше, но она там оставалась?] Да, да, да, бо́льше полови́ны. [Её просто вылили?] Не зна́ю, не зна́ю, вот э́то вот всё. Ну, к… что́ я мог реша́ть, когда́ мне бы́ло… пе́рвый-второ́й класс-то. [На эту воду ещё хлеб положили?] Да, лежа́л кусо́чек, мы… отре́зано, чтоб закрыва́лся. [Он поменьше не стал к сороковому дню?] Не зна́ю, вот э́то, я не… не мог э́того сказа́ть. Ну, я и не мог и пове́рить, потому́ что отре́зан, до́лжен быть отку́с и́ли чего́, я-то ничё. Ну, с води́чкой тут, тут то́чно, бля, без вся́кого, уве́руешь понево́ле. [А еда, которую оставляли на кладбище, не уменьшалась?] Ну, э́то пти́цы, да всё, оно́ щ… нас, наоборо́т, щас бо́льше удивля́ет, что, от конфе́ток нало́жим, бля, прихожу́, тут буква́льно у нас поло́жишь, через два-три часа́ оно́ исчеза́ет, аɣа́, а сейча́с, а сейча́с от прие́ду: де́сять дней наза́д положи́л конфе́тки, я приезжа́ю – ɣо́споди, они́, как лежа́ли, так и лежа́т. У меня́ понево́ле… ну, зна́ете, я челове́к неве́рующий, ечё и ду́маю: «Бля, ну, душа́ не при…» [смеётся], – понима́ете, про чё, а? Э́то подсозна́тельно про́сто. Как я, я себя́ ста́влю на у́ровне ве́рующего и ду́маю: «От ви́дишь, что́-то, аɣа́». А так у нас э́то, б… чу… чудя́т то́же быва́ет. От у меня́ де́душка у́мер в девя́том году́, а у одного́ у сосе́да, Евгра́ф Григо́рьич там, де́сять и́ли два́дцать, аɣа́, э́то, де́сять лет и́ли пятна́дцать наза́д у́мер. Прихо́дит сосе́д, мла́дше мен\я го́да на́ три, и говори́т: «Сни́лось мне, что мой тя́тька, и всё, там ти́па босико́м в дыря́вых носка́х. Де́да хорони́ть, мо́жно я ў ваш гроб к нога́м носки́ чи́стые, ку́пленные, всё», – [смеётся] подсу́нул туда́, аɣа́, и положи́л ему́ под но́ги, что ти́па на ту… понима́ете, про чё? Как бу́дто э́то, ну, зна́чит… [Посылку отправил?] Да-да-да, как бу́дто э́то в душе́, ну, э́то пра́вда. Вот он, а он то́же год наз… наза́д сам у́мер, э́тот, кото́рый посыла́л, а. А ба́бушка жива́, кото́рая по́мнит. А я неда́вно ей говорю: «Со… по́мнишь, как э́то Во́вка посыла́л, что ему́ присни́лось, что оте́ц там, он что босико́м хо́дит?» Не, а… а она меня́ поправля́ет: «Нет, я не та́к поняла́». А у него́ и сын ра́нее у́мер, аɣа́, и он вот, вот он сын посла́л, сын босико́м у него́ там хо́дит. [Бывает такое, что снится покойник и что-то просит, и люди это несут не на кладбище, а отдают соседям?] Не зна́ю, не зна́ю, аɣа́. Ну и г… у нас есть тако́е, аа, э́то, что, вот, сни́тся стал то́т-то, то́т-то, то зна́чит, на́до помяну́ть, на́до кому́-то, необяза́тельно, как вы сказа́ли, а вот что уго́дно. Что там пришёл, сла́дости и́ли чему́ принёс, всё, и сказа́ть: «Помяни́, пожа́луйста э́того, тако́го-то», – и всё. [Это каким-то знакомым?] Знако́мым, обя… обяза́тельно, жела́тельно, аɣа́. У меня́ в а́рмии това́рищ поги́б, тата́рин, до́лго я э́то не стал, я ка́ждый день, ну, на неде́ле по не́скольку раз ви́дел его́. Ну, а в душе́ я дал заро́к, что на моги́лу съе́зжу. Не го… годо́в пятна́дцать, а мо́жет, два́дцать наза́д, я пое́хал разы́скивать его́ моги́лу. Ну, бы́ло це́лое приключе́ние,: нашёл, жену́ нашёл снача́ла, снача́ла прие́хал, отку́да его́ призўа́ли, се́льский сове́т, Тата́рский э́то. Сказа́ли, нет, а он жил там где́-то. Вот э́ти ба́бушки, с э́того сельсове́та, дава́й, бери́ их, а вези́ туда́, и они́ тебе́ жену́ его́ найду́т, пока́жут. Ну, прие́хали, жену́ нашли́, она́ та… ра́да была́. Сын оди́н был, сы́на в ту зи́му уби́ли, хоте́ли под лёд запихну́ть, а он автомастерско́й э́то был почему́-то. Ну, всё, я не то расска́зываю. И вот, [в] о́бщем, ну, не утопи́ли его́, похорони́ли по-челове́чески, на льду́ нашли́, пра́вда, аɣа́. А она́ и говори́т: «Ты зна́ешь, по на́шим обы́чаям, по му́су… мусульма́нским, я не… не зна́ю да́же, он где похоро́нен. Нам же́нщина-то не мо́жет на кла́дбище быть, она не хорони́ла», – ну, и всё. Ока́зывается, река́, Тобо́л, а он на противополо́жной стороне́ де́-то похоро́нен, там, слы́шу. Ну, я пое́хал чуть не до Курга́нской о́бласти, Исе́тское – там перепра́ва че́рез Тобо́л, перепра́вился, и друго́й сторону́ иска́ть э́то село́. Нашёл я э́то село́, нашёл, и нашёл сро́дную и́ли трою́родную сестру́, и на кла́дбище, аɣа́. Дак вот я к чему́, а они́ э́то… я мно́го напокупа́л: и конфе́т, и там и всё, и всё, и туда́-сюда́. Они́ ка́к-то, тата́ры интере́сно называ́ют его́, ну, а я э́то, а по-на́шему на поми́н души́, всё, аɣа́. А она́ и говори́т, тата́рка э́та, стару́шка… и он говори́т… я говорю́: «Отда́ть тому вот э́ти, что [привез,] ба́бушкам». Она́ говори́т: «Не, де́тям дава́й раздади́м». Я говорю́: «Нет, по на́шим обы́чаям то́лько, хто знал его́. Стару́шкам, вот, отдава́йте», – всё, еди́нственное, что я им э́ту, таку́ю, вы́двинул усло́вие, всё. Остально́е не зна́ю, отда́л и всё. На кла́дбище прие́хали. Кла́дбище, похоро́нен дя́дька его́, с войны́ пришёл на одно́й ноге́, и он, из а́рмии, он в а́рмии поги́б, вме́сте, аɣа́. Привезли́ его́, похорони́ли. Тут мы по… разгово́ры бы́ли, всё. Стои́т буты́лка во́дки, и полови́ну отпи́та и стои́т, э́то, на моги́лке. Давно́ уже́ никто́ не бы́л там, полго́да, мо́жет быть. А я говорю́: «Как так? Мусульма́нское, а у вас стои́т э́то, во́дка». – «А у меня́ до́чка за́мужем за ру́сским, – в Заводуко́вске тут живёт, э́то, и́ли Ялу́торовск, вот, коло́ Тюме́ни э́ти города́. Аɣа́, и вот: – Мы когда́ приезжа́ем помина́ть, он вы́пьет сто грамм, остально́е поста́вит, а». Понима́ете, вот чё э́то я говорю́. Я на… к чему́ на́чал, что я… я стару́хам сказа́л, как у нас поло́жено. Потому́ что я вспо́мнил, а причём здесь де́ти ма́ленькие? Э́то мы ду́шу его́ помина́ем, что должны́… по́мнить его́, и́ли плохо́е, и́ли хоро́шее, там не я́сно, прости́ть и́ли не прости́ть. [То есть поминает тот, кто знал?] Да, да, а де́ти здесь ни при чём. Ты так вот, всё, и я настоя́л, вот так. Не зна́ю, как испо́лнено, но я так сказа́л, как у нас. «Ты хто?» – «Белору́с». Они́ ду́мают, что я из Белору́ссии – я не стал их… утвержда́ть… [… – рассказывает про обстоятельства гибели друга.] И вот всё, не стал я ви́деть бо́льше, всё, не стал он ко мне приходи́ть, но всё равно хочу́ на моги́лу туда́. Аɣа́, и вот всё, а то ви́дел, бля, три́дцать лет, и ка́ждый, и ка́ждый, всё. Ярмухама́т Шамши́евич зва́ли.