Характеристики текста
Год2021
СобирателиДАД, ИДД, ФВА
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодМВМ
Полm
Год рождения1940
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
XXIa 12 з Запишите предания о происхождении села и его названия.
Ключевые слова
Брак, Вера, Война, Время, Говорить, Год, Давать-брать, Деньги, Дом, Еда, Животное, Жизнь-смерть, Запад, Земледелие, Земля, Зерно, Зов, Имя, Картошка, Конец, Конь, Лен, Мать, Меморат, Народ, Начало, Новый-старый, Овощи, Одежда, Озеро, Пища, Плата, Праздники, Предания, Предания топоним., Предки, Прозвище, Прорицание, Пространство, Пустой, Растения, Ремесло, Родители, Родство, Свой-чужой, Сев, Ссора, Страны света, Строительный обряд, Сын, Терять-находить, Три, Устная история, Ходить, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10154
10154
[В начале записи собиратель путается и называет «самоходов» «новоходами». Соб.: А вы слышали про новоходов что-нибудь?] Новохо́ды… Это самохо́ды, а не новохо́ды. Ну, вот это вот на́ше село́ и есть самохо́ды. [Вы имеете в виду, это название было?] Нет, лю́ди пришли́ с Ви́тебской губе́рнии. Пешко́м отту́дова пришли́, посели́лись в Локтя́х, там не ужили́сь с ме́стными. Почему́ там, в Локтя́х чалдо́ны? С До́на бы́ли лю́ди, вот, и они́ пото́мака их вы́жили, и на́ши пришли́ сюда́ вот, тут и рассели́лись ме́жду трёх озёр – в ты́ща восемьсо́т шестьдеся́т седьмо́м году́. Вот село́. Тут неда́вно тре́ттего… четвёртого числа́ отмеча́ли-пра́здновали: сто пятьдеся́т пять лет. Да́льше что? [А почему они сюда пришли?] Потому́ что та́мака ме́ста не́ было, зямли́, на За́паде. [Они сами то есть, да, пошли сюда искать земли?] Ну, да. Не, дак са́ми, да и йих же приглаша́л царь, что здесь была́ по́сле ха́нства освобожде́ние было́ всё э́то, вся э́та террито́рия, пустова́ла земля́. Вот они́ пришли́ сюда́. [Это давно было, точно 150 лет назад?] Сто пятьдеся́т пять лет то́чно, вот сюда… То есть снача́ла пришли́ туда́ в ты́сяча восемьсо́т пятьдеся́т тре́ттем – наве́рное, так. Не… В пятьдеся́т тре́ттем и́ли в два́дцать тре́ттем – я уже́ сейча́с то́чно не по́мню. Э́то у Никола́я Ива́новича всё запи́сано. И йим пообеща́ли сто́лько-то, допу́стим, ле́са, чтоб для строе́ния, сто́лько-то де́неɣ – ну, по тем… Тогда́ за три копе́йки мо́жно бы́ло, ɣовори́ли, ло́шадь купи́ть. Да́льше чё, ɣовори́те. [А вы сами здесь живёте всю жизнь?] Да, всю жизнь здесь. [И вы произошли тоже из этих самоходов?] Да, тут… Зна́чит, я так расскажу́: моего́ де́да оте́ц – э́то уже́ мне праде́д бу́дет – он сюда́ пришёл тремя́... Три ɣо́да ему́ бы́ло. [А вообще тут с местными, с теми, кто до самоходов здесь жил, не ссорились?] Вообще́ пустота́ здесь была́, вообще́. [Ну, здесь же были чалдоны какие-то?] Ну, чалдо́ны ря́дом, они про́сто там засели́лись, ря́дом. Э́то буква́льно вот пять кило́метров. В Мизо́ново то́же так же: ме́стные бы́ли – то́лько не скажу́, отку́да они пришли́ – и самохо́ды, там на́двое бы́ло разделёно. А там же и два колхо́за бы́ло, и… [А как это?] Ну… [Соб.: я просто не могу представить, чтобы одна деревня была на два разделена.] Вот пришли́ они́ с одно́й стороны́ – постро́ивши; пришли́ самохо́ды – они́ постро́илися. Допу́стим, на э́той у́лице одни́ пришли́-жи́ли, на э́той у́лице постро́ились други́е пришли́ – вот по ме́сту, вот. Всё э́то под владе́нием царя́ было́. [Они как бы раздельно жили, да, вот эти вот люди?] Ну, а йим ɣде? Ну, обща́лись-то свои́, а жи́ли же единоли́чно тада́. Вели́ своё хозя́йство, всё-всё. Свои́м трудо́м жили́, по́мощью; са́ми себя́ обеспе́чивали. Се́яли зерно́, се́яли лён, со льна обраба́тывали вот… Вот оде́жду тка́ли, ши́ли оде́жду – вот так и жи́ли. Скот держа́ли, лошаде́й. [Но у них всё было раздельно в той деревне, да, у чалдонов и у самоходов?] Нет, нет, про́сто они́ пришли́ с ра́зных мест, понима́ешь? Ты́е чалдо́ны пришли́, я сказа́л – река́ Чал и Дон есть та́мака – вот Дон, где сейча́с вот Росто́в-на-Дону. Там ря́дом же. Ме́сто бы́ло ɣустозаселённое, не́ было земли́. Вот они пришли́ туда́ – ра́ньше, но не скажу́, в како́е вре́мя по ɣода́м, про́сто я знал, но не по́мню, вот. А на́ши с Ви́тебской ɣубе́рнии пришли́ – они́ уже́ ря́дом посели́лись, буква́льно ря́дом. Там ско́лько бы́ло сейча́с приме́рно… Ну, до кило́метра от дере́вни посели́лись. Э́ти не хоте́ли, и они́ их вы́ɣнали. Они́ пошли́ вот сюда́, нашли́ ме́сто у нас меж трёх озёр и тут вот посели́лися. Так она́ и существу́ет с ты́ща восемьсо́т шестьдеся́т шесто́ɣо ɣо́да. Здесь вот. Да́льше ɣовори́те. [Если кто-нибудь из чалдонов захотел жениться на самоходке, такое можно было?] Ну, э́то ра́ньше не скажу́ я, как на́до, а в настоя́шшее вре́мя со все́ми. [Со всеми?] Всех, лю́ди щас не разбира́ются, кто кому́ понра́вился, бери́ и живи́ всю жизнь. Да́льше! Я то́лько одно́ скажу́, э́то факт: во вре́мя войны́... Сейча́с скажу́, как бы сказа́ть, как э́то. Во́лжских не́мцев – они́ давно́, ещё с той Екатери́ны бы́ли заселены́ в Пово́лжье. А их… война́ начала́сь – их вы́селили всех, распредели́ли по Сове́тскому сою́зу в ра́зные то́чки. Вот к нам привязли́ не́мцеў, мы их приня́ли – и жи́ли, и живу́т до сих пор. Туда́ привязли́, в Ло́кти – там, где чалдо́ны жили́ – они йих вы́гнали. Но зато́ када́ – вот щас скажу́, э́то… э́то… оно́ про́сто так, ме́стное, не разглаша́ется нигде́ – ну, как э́то, писа́тели там и́ли где. Пришли́ бенде́роўцы – они́ их приня́ли. Бенде́роўцы, когда́ война́ око́нчилась, они́ все – пшик! – и уе́хали. Бы́ли посели́вшись – там хоть дере́вни таки́е были́ ɣлухи́е, специа́льно, чтоб йих… Ну, им там… то рабо́тать куда́-то отправля́ли, то на лесозагото́вки, то там на снегоборьбу́, то там что… Вот. А война́ ко́нчилась – они́ уе́хали. А не́мцы оста́лись ту́така. То́лько неда́вно, в девяно́стых ɣода́х часть не́мцев уе́хала в ɣерма́нию. И с тех пор они́ ка́ждый ɣод и ка́ждый день приезжа́ют. [… Объясняет собирателям, почему не может их впустить. Вопрос: а почему они бендеровцев приняли? Потому что злые?] Не зна́ю, почему́. Потому́ что не́мцеў не люби́ли. На́ши ж то́же снача́ла кры́сились: не́мцы-не́мцы, раз не́мцы на нас напа́ли – напа́ли, война́ – ну, они́ ду́мали. Вот я ли́чно зна́ю, моя́ ба́бка пришла́ к одни́м, взяла́ до́ма карто́шки… А они́ ж пришли́ – ничё у йих не́ было. Им да́ли по не́скольку там килоɣра́мм веще́й с собо́й – и всё. Пришла́ она́, вот подала́ вот э́ту карто́шку, пото́м спра́шивает – а вот одна́, дочь её здесь до сих пор живёт – ба́бка спра́шивает: «Скажи́, пожа́луйста, за что моего́... моего́ отца́... – она… – моего́ сыно́чка, – говори́т, – уби́ли». А втора́я-то пло́хо говори́ла, но сказа́ла по-ру́сски: «Ба́бушка, мы с Пово́лжья». А они́... они́ не́мцы бы́ли не ɣерма́нские. Их ра́ньше дели́ли: про́сто не́мцы и ɣерма́нские, вот. А э́то с Пово́лжья. Вот они́ так с тех пор всё, пожени́лись, помеша́лось всё щас вме́сте. [То есть на немцах тоже?] И не́мцы на ру́сских, и ру́сские на не́мцах – вся́ко. То́лько… Кто как… Кто кому́ как понра́вится, не спра́шивают. Щас нет тако́го, как в па́спорте, что ру́сский там, каза́х и́ли что. [Далее объясняет, почему не может сейчас разговаривать.]