[Ранее речь шла о значении снов. Соб.: Что делали, если покойник во сне просил передать какую-то вещь?] Ну так говоря́т, что на́до обяза́тельно э́то, пода́ть э́ту вещь, или поми́н сде́лать обяза́тельно, э́то, челове́ку, вну́ка, помяну́ть его́, чтоб он успоко́ился, зна́чит, что-то ему́ на́до. Что-то ты, быва́ет, ду́маешь, ну как сказа́ть. Давно́ не помина́ли, давно́ о нём не ду́мали, наве́рное, или ещё что-нибудь – вот он о себе́ и знать даёт, читоб помяну́ть его́. Так говоря́т, дак не зна́ю.
[А вам кто-то из родных покойников снился?] У меня́ поко́йников мно́го, че́стно сказа́ть. Быва́ет, что присни́тся, и ма́ма у меня́, и па́па у меня́, и муж у меня́ лежи́т, бо́льше так-то… и брат родно́й там, и сестра́ родна́я, так что у меня́... и племя́нники, племя́нник родно́й, мно́го, да́же не оди́н племя́нник, у одно́й сестры́ сын у́мер, у друго́й сестры́ сын у́мерли, молоды́е ещё у́мерли. Так что вот, быва́ет, что присни́тся – ну, так вот, помя́нем, сади́шься и ку́шать и, ска́жешь там, «царство ему небесное», вот и всё. Помя́нешь, как говори́тся, и всё, успока́ивается, вот так. Но е́сли быва́ет, что-то чё-то тако́е, так, говори́шь, чтоб ро́дственник. Быва́ет, э́то, тако́е, так зна́ете, как ещё помина́ешь, не так, а соберёшь… А е́сли, наприме́р, вещь каку́ю-то, то уже́... мно́гие же ба́бушки тут есть, да всё, чё-нибудь ку́пишь, пода́шь ба́бушке, или проду́ктов там наберёшь, и то́же пода́шь кому-нибудь, ребяти́шкам конфе́т, пече́нья разда́шь. В основно́м стара́
[ю]тся де́тям, де́ти, они́ неви́нные, как говори́тся, они́ и лу́чше помя́нут, так чтоб помяну́ли, вот таки́м мака́ром быва́ет, что помина́ешь. Не то́лько сам, а лю́дям разда́шь, помя… помя́нешь.
[Это нужно сказать человеку, чтоб помянул?] Да, обяза́тельно говори́шь, обяза́тельно, что вот: «Помяни́, пожа́луйста», что моего́ там… кто там.
[А бабушкам каким подавать, тем, кто беднее?] Да нет, любы́м, любо́й ба… любо́му челове́ку, э́то ж необяза́тельно там бе́дный или не бе́дный, лишь бы помяну́л, и всё.
[Соб.: Просто когда детям дают, там смотрят, что…] Ну де́тям как-то, ви́дишь, откла́дывали, а что они́, говоря́т, ребяти́шки, они́... как, как говоря́т… не… они́ ещё не э́то…
[… – замечает засохшую краску на руках.] Ну, как неви́нные, и́ли не в том, что неви́нные, а так, мы гре́шные вот, а они́ ещё, како́й у них грех мо́жет быть, у дете́й, они́ ещё не гре́шные, ребяти́шки, вот и даёшь им, чтоб помяну́ли. В основно́м стара́ешься так, так ста́рые лю́ди говоря́т, ну, мы и подде́рживаем всё э́то вот.
[… – Разговор переходит на другую тему.] [А были еще какие-то дни, когда поминали покойников?] Дак есть же пра́здники, вот Тро́ица, пе́ред Тро́ицей суббо́та специа́льная э́та, прям вот в воскресе́нье Тро́ица, наприме́р, а в суббо́ту, и́менно роди́тельскаа суббо́та, так и называ́ют, помина́ют всех усо́пших.
[А в саму Троицу не ходили на кладбище?] Ра́ньше ходи́ли, щас ста́ло наро́ду ме́ньше ходи́ть. Щас в основно́м все хо́дят в суббо́ту, вот и́менно в роди́тельскую суббо́ту, чтоб помина́ть всех.
[А на Троицу голосили?] Ну, как сказа́ть, специа́льно-то тако́го не́ было, ну, е́сли вот кто-то, кто-то голоси́т, быва́ет, пла́чет. Голоси́т, там вро́де си́льно, наприме́р. А в основно́м ма́ло, как-то специа́льно, чтоб идти́ голоси́ть э́того не было. Не зна́ю, тако́го не слы́шала. Мо́же, где-то есть, но у нас тако́го не было. Не зна́ю, вот сколь ходи́ла, никада́ тако́го. Одна́ же́нщина голоси́ла всё по ма́тери. Её щас уже́ само́й нет, а так вот чтоб… не зна́ю, ребя́та, не могу́ сказа́ть. Не приходи́лось мне, чтоб вот и́менно специа́льно идти́, чтоб шли лю́ди и голоси́ли. Ну ра́ньше, ра́ньше, мо́же, и голоси́ли, кто его́ зна́ет. Но в на́ше вре́мя уже́ тепе́рь тако́го нет.
[По матери женщина это на похоронах?] Нет, там прям на кла́дбище, когда́ вот прихо́дим, на Тро́ицу вот пра́здник, тако́й вот, и она́ там прихо́дит и на моги́лочке, ну мо́жет запла́чет и пригова́ривает, как голоси́ли, обы́чно там.
[Приговаривает?] Ну как, слова́ там говори́т, там и чё-нибудь, ну ка́ждый своё, кто чё. Там, чё-нибудь там, мо́же, разгова́ривает, что тяжело́ жить, мо́жет, кто-то обижа́ет, и ещё что-то, как бы де́лится с ма́терью, или шо у них там тако́е. Лю́ди ка́ждый по-сво́ему с ума́ схо́дят.
[Она к матери обращалась?] Ну да, так получа́ется, что, а так с кем же ещё? Е́сли на моги́лочке, на ма́териной сиди́т там, лежи́т, сиди́т и́ли коло́ неё, и́ли… коло́ моги́лочки, дак коне́чно, к ма́тери.
[А как это делалось? Это как-то говорилось или напевалось?] Ну она́ не про́сто, вот как мы разговарива́ем, а вот и́менно что пла́кала, и пла́чет, и в э́то вре́мя как бы протя́гивая, разгова́ривая.
[Ну то есть как напевает?] Да, да-да-да, как напева́ет, получа́ется, аɣа́.