Характеристики текста
Год2021
СобирателиИДД, ОМС, ЮВК
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодШЛТ
Полf
Год рождения1950
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 8 е Кто мог причитать на похоронах? Где причитали (в доме покойника, на кладбище)? Не было ли профессиональных плакальщиц, как с ними расплачивались? Запишите тексты причитаний. Говорили ли, что богоматерь любит, когда дети плачут на могиле родителей, и сердится, когда мать плачет на могиле детей?
IIIa 12 а Как назывались общие для всех умерших поминальные дни (родительские дни, поминальницы, Радуница - Пасха мертвых и т.д.)? Запрещалось ли в эти дни мыться в бане, мыть дом? Почему (родителям глаза грязью зальешь)?
IIIa 16 б Что делали, если покойник снится (раздавали его вещи, ходили поминать)? Что это значит (поминки просит, неправильно похоронен)? Как можно помянуть покойника?
Ключевые слова
Брак, Брат, Время, Говорить, Голос, Грех, Грешник-праведник, Давать-брать, Дни, Дни недели, Дочь, Душа, Еда, Женщина, Жизнь-смерть, Зов, Календарь, Кладбище, Купля-продажа, Мать, Меморат, Милостыня, Могила, Молиться, Молодой-старый, Мужчина, Народное православие, Нищий, Отец, Память, Пища, Плата, Покойник, Покойник ходячий, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Праздники, Предки, Приглашение, Причитания, Пространство, Ребенок, Речь ритуальная, Родители, Родство, Семейные обряды, Сестра, Скорбь, Сласти, Слезы, Сновидения, Сон, Старуха, Страх, Суббота, Сын, Тот свет, Трапеза ритуальная, Троица, Угощение, Ходить, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10170
10170
[Ранее речь шла о значении снов. Соб.: Что делали, если покойник во сне просил передать какую-то вещь?] Ну так говоря́т, что на́до обяза́тельно э́то, пода́ть э́ту вещь, или поми́н сде́лать обяза́тельно, э́то, челове́ку, вну́ка, помяну́ть его́, чтоб он успоко́ился, зна́чит, что-то ему́ на́до. Что-то ты, быва́ет, ду́маешь, ну как сказа́ть. Давно́ не помина́ли, давно́ о нём не ду́мали, наве́рное, или ещё что-нибудь – вот он о себе́ и знать даёт, читоб помяну́ть его́. Так говоря́т, дак не зна́ю. [А вам кто-то из родных покойников снился?] У меня́ поко́йников мно́го, че́стно сказа́ть. Быва́ет, что присни́тся, и ма́ма у меня́, и па́па у меня́, и муж у меня́ лежи́т, бо́льше так-то… и брат родно́й там, и сестра́ родна́я, так что у меня́... и племя́нники, племя́нник родно́й, мно́го, да́же не оди́н племя́нник, у одно́й сестры́ сын у́мер, у друго́й сестры́ сын у́мерли, молоды́е ещё у́мерли. Так что вот, быва́ет, что присни́тся – ну, так вот, помя́нем, сади́шься и ку́шать и, ска́жешь там, «царство ему небесное», вот и всё. Помя́нешь, как говори́тся, и всё, успока́ивается, вот так. Но е́сли быва́ет, что-то чё-то тако́е, так, говори́шь, чтоб ро́дственник. Быва́ет, э́то, тако́е, так зна́ете, как ещё помина́ешь, не так, а соберёшь… А е́сли, наприме́р, вещь каку́ю-то, то уже́... мно́гие же ба́бушки тут есть, да всё, чё-нибудь ку́пишь, пода́шь ба́бушке, или проду́ктов там наберёшь, и то́же пода́шь кому-нибудь, ребяти́шкам конфе́т, пече́нья разда́шь. В основно́м стара́[ю]тся де́тям, де́ти, они́ неви́нные, как говори́тся, они́ и лу́чше помя́нут, так чтоб помяну́ли, вот таки́м мака́ром быва́ет, что помина́ешь. Не то́лько сам, а лю́дям разда́шь, помя… помя́нешь. [Это нужно сказать человеку, чтоб помянул?] Да, обяза́тельно говори́шь, обяза́тельно, что вот: «Помяни́, пожа́луйста», что моего́ там… кто там. [А бабушкам каким подавать, тем, кто беднее?] Да нет, любы́м, любо́й ба… любо́му челове́ку, э́то ж необяза́тельно там бе́дный или не бе́дный, лишь бы помяну́л, и всё. [Соб.: Просто когда детям дают, там смотрят, что…] Ну де́тям как-то, ви́дишь, откла́дывали, а что они́, говоря́т, ребяти́шки, они́... как, как говоря́т… не… они́ ещё не э́то… [… – замечает засохшую краску на руках.] Ну, как неви́нные, и́ли не в том, что неви́нные, а так, мы гре́шные вот, а они́ ещё, како́й у них грех мо́жет быть, у дете́й, они́ ещё не гре́шные, ребяти́шки, вот и даёшь им, чтоб помяну́ли. В основно́м стара́ешься так, так ста́рые лю́ди говоря́т, ну, мы и подде́рживаем всё э́то вот. [… – Разговор переходит на другую тему.] [А были еще какие-то дни, когда поминали покойников?] Дак есть же пра́здники, вот Тро́ица, пе́ред Тро́ицей суббо́та специа́льная э́та, прям вот в воскресе́нье Тро́ица, наприме́р, а в суббо́ту, и́менно роди́тельскаа суббо́та, так и называ́ют, помина́ют всех усо́пших. [А в саму Троицу не ходили на кладбище?] Ра́ньше ходи́ли, щас ста́ло наро́ду ме́ньше ходи́ть. Щас в основно́м все хо́дят в суббо́ту, вот и́менно в роди́тельскую суббо́ту, чтоб помина́ть всех. [А на Троицу голосили?] Ну, как сказа́ть, специа́льно-то тако́го не́ было, ну, е́сли вот кто-то, кто-то голоси́т, быва́ет, пла́чет. Голоси́т, там вро́де си́льно, наприме́р. А в основно́м ма́ло, как-то специа́льно, чтоб идти́ голоси́ть э́того не было. Не зна́ю, тако́го не слы́шала. Мо́же, где-то есть, но у нас тако́го не было. Не зна́ю, вот сколь ходи́ла, никада́ тако́го. Одна́ же́нщина голоси́ла всё по ма́тери. Её щас уже́ само́й нет, а так вот чтоб… не зна́ю, ребя́та, не могу́ сказа́ть. Не приходи́лось мне, чтоб вот и́менно специа́льно идти́, чтоб шли лю́ди и голоси́ли. Ну ра́ньше, ра́ньше, мо́же, и голоси́ли, кто его́ зна́ет. Но в на́ше вре́мя уже́ тепе́рь тако́го нет. [По матери женщина это на похоронах?] Нет, там прям на кла́дбище, когда́ вот прихо́дим, на Тро́ицу вот пра́здник, тако́й вот, и она́ там прихо́дит и на моги́лочке, ну мо́жет запла́чет и пригова́ривает, как голоси́ли, обы́чно там. [Приговаривает?] Ну как, слова́ там говори́т, там и чё-нибудь, ну ка́ждый своё, кто чё. Там, чё-нибудь там, мо́же, разгова́ривает, что тяжело́ жить, мо́жет, кто-то обижа́ет, и ещё что-то, как бы де́лится с ма́терью, или шо у них там тако́е. Лю́ди ка́ждый по-сво́ему с ума́ схо́дят. [Она к матери обращалась?] Ну да, так получа́ется, что, а так с кем же ещё? Е́сли на моги́лочке, на ма́териной сиди́т там, лежи́т, сиди́т и́ли коло́ неё, и́ли… коло́ моги́лочки, дак коне́чно, к ма́тери. [А как это делалось? Это как-то говорилось или напевалось?] Ну она́ не про́сто, вот как мы разговарива́ем, а вот и́менно что пла́кала, и пла́чет, и в э́то вре́мя как бы протя́гивая, разгова́ривая. [Ну то есть как напевает?] Да, да-да-да, как напева́ет, получа́ется, аɣа́.