Характеристики текста
Год2021
СобирателиОМС, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодГСА
Полf
Год рождения1971
Место рождения
Опросник
XXV 12 Как следует брать соль из солонки? Можно ли в нее макать хлеб или другую пищу, брать соль пальцами? Чем объясняются запреты? К чему просыпается соль за столом? Что нужно сделать, чтобы не поссориться?
XXV 16 Куда сажали во время застолья взрослых, стариков, детей? Как объясняли установленный порядок рассаживания? Где садился хозяин? Почему? Садилась ли за стол хозяйка?
XXV 20 Чего нельзя делать за столом детям, взрослым? Почему?
XXV 10 Что обязательно должно быть на столе в разных случаях? Почему?
XXV 9 Какова роль детей в семейно-общественных и семейных застольях? Выпрашивали ли дети угощение во время свадьбы, поминок, престольных праздников? Куда усаживали детей и подростков во время семейно-общественных праздников? Чем отличалось угощение для детей и для взрослых? Допускалось ли распитие детьми праздничных напитков? Каких?
Ключевые слова
Битье, Бог, Брак, Верх-низ, Веселье, Вино, Внутренний-внешний, Водка, Время, Говорить, Гость, Дом, Еда, Жизнь-смерть, Запреты, Знак-знамение, Икона, Кара, Картошка, Кормление, Красный угол, Ложка, Мать, Молодой-старый, Мужской-женский, Народная педагогика, Народное православие, Новый-старый, Овощи, Остатки, Отец, Первый, Питье, Пища, Праздники, Приметы, Продуцирующая магия, Прорицание, Пространство, Ребенок, Свой-чужой, Сидеть, Смех, Соль, Ссора, Стол, Сытый-голодный, Угол, Угощение, Удача, Утварь, Хлеб, Ходить, Хозяин-хозяйка, Шутки
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10191
10191
[Существовал ли определённый порядок, по которому сидели за столом?] Ну, ка…как вот, наприме́р, е́сли хозя́ин до́ма, он сади́тся пе́рвый, у него́ сво… свой у́гол. [Свой угол?] Да, своё ме́сто вседа́ бы́ло, вот он са… Ну щас вот тако́го, коне́чно, нет, а ра́ньше, вот ма́ма расска́зывала, там оте́ц пе́рвый сади́тся, пото́м уже́ мать, а пото́м уже, гри́т, де́ти садя́тся. [По старшинству?] Да, по ста́ршинству. [Глава семейства сидел под иконами?]Да не под ико́нами, а ў... ну как, в середи́не ст… стола́, вот, наприме́р, вот он стои́т вот так вот, повдо́ль – не сбо́ку сади́лся, а вот, вот так вот, что́бы он… [Через некоторое время собиратель возвращается к этой теме.] [Вы говорите, что за столом садились по старшинству. А были ли праздники, где было ещё более строгое правило?] Ну уже́ ребяти́шки со взро́слыми никогда́ не сади́лися. Их сади́ли... за отде́льный стол и в отде́льную ко́мнату, что́бы… уже́ со взро́слыми никогда́ де́ти не сади́лися. [До совершеннолетия?] Ну да. [Не было раздельных мужских и женских застолий?] [ГСА отрицает.] [А кто обычно подавал еду на стол?] Жёны наве́рно. Оно́ и щас наве́рно не из… что́бы э́то, есь. [А когда разрешали ребёнку сесть за стол со взрослыми в обычные дни?] Да всегда́ когда́ ў... про́сто сади́мся ещь и… ку́шать, и вся семья́ сади́тся. Как бы э́то. Ну, коне́чно, када́ вот уже́ го́сти прихо́дят, уже́ стара́лись и со взро́слыми-то и не э́то, ну а там уже́, коне́чно, по́сле совершенноле́тия со взро́слыми разреша́ли сади́ться. [А почему так?] Ну, не зна́ю, чтоб наве́рное де…де́ти не разба́лованные бы́ли, чтоб не зна́ли вот э́то всё, что в ра́ннем во́зрасте чтоб не приуча́лись пить, э́то как, как бы к алкого́лю, что вот э́того бы́ло, как вот щас-то вообще́ ведётся, щас-то вообще́ непоня́тно чё. [Какие были правила поведения детей за столом?] Ну, пра́вила, чтоб сиде́ли, не ба́ловалися, и не кида́лися как бы что вот так вот там всё вот как ба́луются де́ти ма́ленькие. [Не говорили, что будет что-то нехорошее, если смеяться за столом?] Ну, да нет, тако́го-то нет, ну ра́ньше, мо́жет, ещё и говори́ли, ра́ньше вообще́ не говори́ли, ра́ньше мо́жно бы́ло ло́жкой в лоб получи́ть, е́сли начина́ешь там. [Смеётся.] [Засмеялся – ложкой в лоб?] Да. [Не говорили, почему нельзя кидаться едой?] Бо́женька нака́жет. Осо́бенно хле́бом. [А почему особенно хлебом?] Ну, хлеб достаётся о́чень тру́дно, и как бы вот хлеб э́то вообще́ еда́, без хле́ба никуда́, как бы вот, т… Как говоря́т, и карто́шка, карто́шка – э́то второ́й хлеб, что уже́ с го́лоду челове́к не умрёт, е́сли бу́дет карто́шка в до́ме, пусть да… да́же там ничего́ в огоро́де не нарастёт, но лишь бы была́ карто́шка. Хлеб, карто́шка – уже́ еда́, уже́ бу́дет семья́ нако́рмленная, де́ти бу́дут нако́рмленные. Так уже́, та́к вот. [Не говорили, что что-то должно быть на столе всегда?] Соль. С… все... [А почему?] Для баго… благополу́чия наве́рно, чтоб всегда́ с… соль стоя́ла на столе́. [А что бу́дет, если её просы́пать?] К ру́гани. [Можно ли это предотвратить?] Говоря́т на… на… на э́то ме́сто на́до са́харом посы́пать. [Куда просыпалось?] Да. [Просто посыпать, не через плечо?] Да, про́сто посы́пать, и всё.