[А не говорили, что в хлеву есть хозяин?] Дак э́то ж я то́же слы́шала, то́же слы́шала. Дак шшас всё же забы́то.
[А что рассказывали про него?] Вот когда́ мы ходи́ли, нам… пе́рвый сноп жа́ли, на́до чё-то бы́ло говори́ть, как-то его́ ста́вить, вот я уже́ тепе́рь не по́мню да́же.
[Что ставить?] А?
[Что ставить нужно было?] Сноп. Жа́ли же серпа́ми. Те́хники-то никако́й не́ было. А вы серп-то знае́те, что тако́е? В ку́рсе де́ла?
[Соб.: Да.] Се́рпом… се́рпом нажнёшь, с… сде́лаешь поя́с с э́того… жгут тако́й, нажина́ешь, а потом\ с… Ну, поди́, снопы́ ж ви́дели в телеви́зоре.
[Куда ставили?] [Вздыхает.] Во… ну, вя́жешь, идёшь, жнёшь их, жнёшь их, жнёшь, а пото́м нас, ребяти́шек, заставля́ли носи́ть э́ти снопы́ в ку́чу. Вот четы́ре снопа́ вот так ста́вишь, друг к дру́жке, маку́шками кве́рху. Ну, пото́м присло… приставля́ешь и приставля́ешь, и получа́ется така́я, как копна́ бу́дто.
[И жгутом обвязывали?] Сноп-то он… обвя́зывать на́до, чтоб он как… как, ну, как … как ве́ник был, как сноп был, чтоб ту́го. С э́той же от с ш… пшени́цей, возьмёшь в одну́ руку, втору́ю э́ти вот. Пото́м свя́жешь, и оно́ получа́ется как по́яс. Ну, а пото́м нас… нажнёшь ско́лько, а пото́м свя́зываешь. Ну, пото́м сноп… А пото́м уже́ э́ти снопы́ увози́ли на теле́гу, сск… скла́дывали и на молоти… как сказа́ть, ой, где молоти́ли. Ра́ньше цепа́ми молоти́ли, а пото́м же ста́ло всё то… мол… молоти́лки уж\е пошли́, уже́ не вручну́ю, а ра…
[…] [Вы говорили, первый сноп оставляли на поле?] Когда́ начина́ли жать, вот пе́рвый сноп чё-то говори́ли вот, и в како́й-то день е́то, моли́лись, како́й-то день жа́ли, а вот она́... они́ выходи́ли в како́й-то день э́то вот. Вот эт… вот э́то вот я слы́шала немно́го. Ешше ребя́т… э́то, девчо́нками бы́ли, дак тогда́ не ши́бко-то мы понима́ли чё.
[Это вот первый самый?] [Соглашается.] [А последний не оставляли?] А, а э́то вот я чё-то не по́мню. То́же, наве́рное, чё-то говори́ли, раз на пе́рвый говори́ли, зна́чит, и на после́дний, мо́жет, чё-то говори́ли.
[Не говорили: «бороду оставляют»?] [Отрицает.] Не, не.