[Не рассказывали про чертей?] Че́рти-че́рти. В ба́не да́же по́сле двена́дцати нельзя́ мы́ться.
[В бане нельзя мыться после двенадцати?] Даа. Там че́рти мо́ются уже́.
[Как они выглядят?] Да я отку́да зна́ю, как. Ро́ги. Копы́ты.
[Рассказывали, что можно встретить человека, а он на самом деле в другом месте был?] Оборони́ Бог тако́е услы́шать.
[Откуда черти появляются?] [Нрзб. – 00:22:17.933] я зна́ю, отку́да. Появляются откуда?
[Соб.: Да. Вы говорили, у них рога, копыта, они какие, маленькие?] Вся́кие.
[Всякие?] Да. Осо́бенно когда́ на челове́ка наговоря́т, что́-то ему́ там плохо́е сде́лают, вот они́ пото́м начина́ют… дела́ де́лать свои́. А есь у них хозя́ин, у э́тих черте́й. И они́ вот прихо́дят к нему́ и говоря́т: «Дава́й рабо́ту, дава́й рабо́ту, дава́й рабо́ту». Он их отправля́ет: «Вот иди́те тому́ напа́костите, иди́те друго́му там сде́лайте что́-то», вот они́ иду́т. Вот э́то я слы́шала.
[Что за хозяин?] Челове́к.
[Человек?] Коне́чно. У меня́ ма́ма учи́лася когда́, но мы не здесь мы жи́ли, она́ расска́зывала: «Мня, у мня, – говори́т
[задумывается], – ба́бушка моя́... – ра́ньше же не́ было ни… ни интерна́тов там, в ш… в шко́ле там учи́лись и всё, по дома́м расселя́ли дете́й-то, – ну меня́, – говори́т, – посели́ли к одно́й ба́бушке. Она́, – говори́т, – но́чью встаёт, во́лосы распуска́ет, и, – говори́т, – в подпо́лье ле́зет. Там, – говори́т, – свет, и она́, – говори́т, – там с ни́ми кого́-то кричи́т, шуми́т, они́ там бря́кают, всё, она́ их руга́ет. Я, – говори́т, – ночь вы́держала и – говори́т, – сбежа́ла. Пришла́ домо́й и, – говори́т, – ма́ма, так и так, она́, – говори́т, – с чертя́ми разгова́риват, руга́ется с ни́ми, они́, – говори́т, – ей поко́ю не да́ют. И всё, и ушла́». Не зна́ю, э́то, наве́рно, я вот так ду́маю, э́то, наве́рно, то́же передаётся ка́к-то. Из поколе́ния в поколе́ние. И э́то же всё де́лается втиху́шку, чтоб не зна́ли лю́ди. А е́сли бу́дут знать, то как? Убью́т и́ли кого́ сде́лают, и́ли закида́ют. Так что, де́вочки, не зна́ю я.