[До этого говорит, что никогда не воровала и никого не обманывала. Соб.: А можно как-то узнать, что человек врёт?] Не зна́ю. Не зна́ю. Я сама́ про себе́ зна́ю, что е́жели челове́ка зна́ю, то́же ни… ни скажу́. Друɣо́й челове́к так, у ни́щеɣо, у ни́щеɣо со́ рту кусо́к вы́рветь. И э́то пра́ўда. Э́тот… пра́вда, таки́е лю́ди есть.
[Не говорили, что нищим надо милостыню подавать обязательно?] Ну, дак е́жедт ни́щие – коне́чно.
[А почему так?] Ну, а как? А как? Ну. А ведь… ведь ра́ньше-то ходи́ли. Ўот… ўот пара… поста́рше мене́ кото́рыи, дак вот кото́ре раз… разɣово́ры, ɣоворить: «Ну, я ходи… ходи́л по́ миру, – ɣовори́ть, – ну, я ходи́л. Без отца́ я… жи́ли. Я ходи́л». Вот так вот. По́ миру. Подаўа́ли.
[А как? Просто в дома стучались?] [Переспрашивает. Соб.: По домам ходили просили?] Ну, прихо́дуть, прихо́дють, ну, пирякре́стятся: «Пода́й, ɣо́споди». Ну, подаду́т, что… Чем боɣа́ты, тем и ра́ды. Ўот. Вот так вот.
[А обижать можно таких людей?] Не зна́ю.
[Не посылали их?] [Не расслышала вопрос.] А е́то, а ма́ма расска́зывала ра́ньши, то́же ра́ньши вся́ко бы… ходи́ли, и… ходи́ли издалека́, приходи́ли. Ну… «Отку́да же вы?» – «Да отту́дова-то». Э́то… а, да. «Отку́дова ты?» – «Да из тоɣо́ све́ту». А ра́ньши наро́д просто́й был. «А-а-а, с тоɣо́ све́та. А не вида́ли вы на́шеɣо?» – ɣовори́ть. А яны́: «Вида́ли, вида́ли». – «А как ён, – ɣовори́т, – там живёт? Кого́ ён там роби́т?» – «Ове́ц паси́т». А… «Что тут па… что тут… коɣо́ он там де́лает?» – «А что тут де́лал, то и там». – «Дак тут он ове́ц пасёт». – «И там ове́ц пасе́т». Обширпа́ўши, оборва́ўши, чу́рок нема́. Ну… «О, – ɣовори́т, – яны́... даду́т ўсем ўсяɣо, чи́сто, нало́жуть мяшо́к
[смеётся], пойдёт». Ўот таки́е. Ўот, ўот ўо меня́ется-меня́ется-меня́ется челове… лю́ди меня́ются-меня́ются. Пра́вда? А сейча́с попро́бой обман… обману́ть. Чиро́к нема́, чебо́к нело…ма́.
[Что вы сказали?] А?
[Смеётся.] Шчас не обма́нешь, никого́ не обма́нешь.
[…] Э́то… э́то ма́ма расска́зывала, ɣовори́ть: «О, каки́е просты́е лю́ди бы́ли, – ɣовори́ть, – а сейча́с, – ɣовори́ть, – нее, сейчас ўо́стрые ста́ли».
[… – Спрашивает собирателей, как они приехали. Соб.: А что там, на том свете?] [Усмехается.] А я-то не зна́ю. Ну, мо́жет, расска́зывал кто-то? «Чебо́к нема́, – ɣовори́т, – чиро́к нема́, – ɣовори́т, – обширпа́ўши. Ну, и накла́ли яму́. И хо́лсту, – ɣовори́ть, – и всё, ну, вот, иди́те, ба́тюшка.
[Усмехается.] Иди́, ба́тюшка».
[А чего нема? Чирок?] Чиро́к, чибо́к… ну, на обу… об… обувли́ну… обу́ть, обу́ть.
[Соб.: А, чирок!] Дак ўсё э́то, смея́лися.