Характеристики текста
Год2021
СобирателиЗСА, РЕВ, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодБЕВ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
XXa 2 Кто мог лечить? Может ли лечение пойти во вред, не принести пользы, почему? Что значит заговор не по крови?
XXa 17 д Как лечили грыжу? Какая бывает грыжа? Кто мог закусывать грыжу?
XXa 17 а Как называли и как лечили детскую бессонницу, испуг, крик, что при этом говорили?
XXa 21 Отчего бывает грыжа у взрослых? Как ее лечили?
Ключевые слова
Баня, Бессонница, Болезнь, Боль, Вечер, Время, Грыжа, Два, Заговоры, Звук, Знахарь, Медицина, Мыло, Мытье, Наоборот, Ночь, Палец, Постель, Пространство, Ребенок, Семь, Слезы, Страх, Стук, Тайно, Тело человека, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10589
10589
[А были здесь бабки, которые могли лечить?] Лечи́ли. [От чего?] От всего́ лечи́ли. Лечи́ли… испу́г лечи́ли. Гры́жу лечи́ли, потому́ что у ма́леньких дете́й ча́сто гры́жа, потому́ что они́ где́-то попла́кали, где-то чё, и у них по́сле… ну, там не́сколько, да да́же на пе́рвом ме́сяце быва́ет у ребёнка гры́жа. [А как лечили?] А хто зна́ет, ну как. Я ж не зна́ю, чё они́ ше́пчут. [Они на что-то шептали или на ребенка?] Ну, на ребёнка. У меня́ э́то, ба́бушка – она́ по ма́тери – встава́ла на коле́ни пе́ред ребёнком, он же ма́ленький. Ложи́ла его на крова́ть поперёк крова́ти – чё она́ шепта́ла? Я не зна́ю. [У вас бабушка лечить умела?] Да. Но я не переняла́, отказа́лась. [Соб.: То есть она как-то…] Да. [Как такой человек может передать знания?] Ну, э́то передаётся. Передаётся, наве́рно, по л… по как, по насле́дству или как вот. [И вы отказались?] Ну как, она́ ма́ме предложи́ла, ма́ма отказа́лась, пото́м мне предложи́ла, дак э́то мне ещё тридца́тка была́. А заче́м заморо́чку э́ту, каза́лось, заче́м? [То есть оно не само по себе передается по наследству, а надо, чтобы вам что-то отдали?] Ну, я не зна́ю, ну, что́-то ж вот она́ ж то́же от кого́-то переня́ла, что за́писи там каки́е-то должны́ или к… или что. Я не зна́ю, девчо́нки. Э́то ка́к-то да́же я не вника́ла. Зна́ла, что лечи́ла, что… Надса́ду лечи́ла. Надса́ду я зна́ю, как лечи́ла, она́ меня́ лечи́ла. [А как?] Ну как… мы́лом. И э́то, в ба́не. Се́мь бань на́до бы́ло стопи́ть. Семь бань. Семь раз стопи́ть, на полке́ разогре́то, разпре́то, как ɣовори́тся. И мы́лом живо́т тёрла. [А что это за болезнь еще раз?] Надса́да. [А что это?] Надса́да така́я… Ну, вот тяжёлое поднима́ешь, а врачи́ э́то не ле́чут, они́ не понима́ют. [Это только у детей бывает?] Вот пуп сорвёшь. Почему́ у дете́й… ну, у всех, у взро́слого челове́ка вот так вот, е́сли тяжёлая рабо́та, сорвёшь. Во-пе́рвых, бо́ли везде́ появля́ются. В больни́це никаки́х при́знаков не бу́дет, всё сдашь, ничего́ не уви́дишь, а… а е́сли пуп ты сорва́ла, он не бьётся вот, где вот, нажми́ двумя́ па́льцами, вот так вот лежи́шь на животе́, и ты его́ не… он как бу́дто ту́кает вот, а когда нажмёшь, он где́-то, где́-то ухо́дит куда́-то вот. И где́-то стук уже́ там, так что… [А как лечили? Вас привели в баню, вы легли?] Да, да. [Это ночью было?] Да почему́, ве́чером, что сто́пит хозя́йственным мы́лом. По́мню м… натира́ла и растира́ла, и ведь и ле́гче, а я да́же ходи́ть не могла́. Чё я с фля́гами на заво́де как сорва́ла с… вообще́ всё. Вот. Так что э́то, лечи́ли лю́ди, чем бы́ло лечи́ться, а рабо́ты-то ра́ньше тяжёлые бы́ли. В основно́м-то. [А от испуга как лечить?] Не, я не зна́ю. Я не зна́ю. [А испуг это что вообще? Как от него лечить и зачем?] [Смеётся.] Девчо́нки! Каки́е вопро́сы. [Испуг – это болезнь у детей, когда они плачут?] Ну я не зна́ю, гъворя́т, что де́ти не спят но́чью, вот. Кто его́ зна́ет. [Боятся чего-то?] Ну да.