[А были здесь бабки, которые могли лечить?] Лечи́ли.
[От чего?] От всего́ лечи́ли. Лечи́ли… испу́г лечи́ли. Гры́жу лечи́ли, потому́ что у ма́леньких дете́й ча́сто гры́жа, потому́ что они́ где́-то попла́кали, где-то чё, и у них по́сле… ну, там не́сколько, да да́же на пе́рвом ме́сяце быва́ет у ребёнка гры́жа.
[А как лечили?] А хто зна́ет, ну как. Я ж не зна́ю, чё они́ ше́пчут.
[Они на что-то шептали или на ребенка?] Ну, на ребёнка. У меня́ э́то, ба́бушка – она́ по ма́тери – встава́ла на коле́ни пе́ред ребёнком, он же ма́ленький. Ложи́ла его на крова́ть поперёк крова́ти – чё она́ шепта́ла? Я не зна́ю.
[У вас бабушка лечить умела?] Да. Но я не переняла́, отказа́лась.
[Соб.: То есть она как-то…] Да.
[Как такой человек может передать знания?] Ну, э́то передаётся. Передаётся, наве́рно, по л… по как, по насле́дству или как вот.
[И вы отказались?] Ну как, она́ ма́ме предложи́ла, ма́ма отказа́лась, пото́м мне предложи́ла, дак э́то мне ещё тридца́тка была́. А заче́м заморо́чку э́ту, каза́лось, заче́м?
[То есть оно не само по себе передается по наследству, а надо, чтобы вам что-то отдали?] Ну, я не зна́ю, ну, что́-то ж вот она́ ж то́же от кого́-то переня́ла, что за́писи там каки́е-то должны́ или к… или что. Я не зна́ю, девчо́нки. Э́то ка́к-то да́же я не вника́ла. Зна́ла, что лечи́ла, что… Надса́ду лечи́ла. Надса́ду я зна́ю, как лечи́ла, она́ меня́ лечи́ла.
[А как?] Ну как… мы́лом. И э́то, в ба́не. Се́мь бань на́до бы́ло стопи́ть. Семь бань. Семь раз стопи́ть, на полке́ разогре́то, разпре́то, как ɣовори́тся. И мы́лом живо́т тёрла.
[А что это за болезнь еще раз?] Надса́да.
[А что это?] Надса́да така́я… Ну, вот тяжёлое поднима́ешь, а врачи́ э́то не ле́чут, они́ не понима́ют.
[Это только у детей бывает?] Вот пуп сорвёшь. Почему́ у дете́й… ну, у всех, у взро́слого челове́ка вот так вот, е́сли тяжёлая рабо́та, сорвёшь. Во-пе́рвых, бо́ли везде́ появля́ются. В больни́це никаки́х при́знаков не бу́дет, всё сдашь, ничего́ не уви́дишь, а… а е́сли пуп ты сорва́ла, он не бьётся вот, где вот, нажми́ двумя́ па́льцами, вот так вот лежи́шь на животе́, и ты его́ не… он как бу́дто ту́кает вот, а когда нажмёшь, он где́-то, где́-то ухо́дит куда́-то вот. И где́-то стук уже́ там, так что…
[А как лечили? Вас привели в баню, вы легли?] Да, да.
[Это ночью было?] Да почему́, ве́чером, что сто́пит хозя́йственным мы́лом. По́мню м… натира́ла и растира́ла, и ведь и ле́гче, а я да́же ходи́ть не могла́. Чё я с фля́гами на заво́де как сорва́ла с… вообще́ всё. Вот. Так что э́то, лечи́ли лю́ди, чем бы́ло лечи́ться, а рабо́ты-то ра́ньше тяжёлые бы́ли. В основно́м-то.
[А от испуга как лечить?] Не, я не зна́ю. Я не зна́ю.
[А испуг это что вообще? Как от него лечить и зачем?] [Смеётся.] Девчо́нки! Каки́е вопро́сы.
[Испуг – это болезнь у детей, когда они плачут?] Ну я не зна́ю, гъворя́т, что де́ти не спят но́чью, вот. Кто его́ зна́ет.
[Боятся чего-то?] Ну да.