Характеристики текста
Год2021
СобирателиЗСА, РЕВ, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодБЕВ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 12 а Как назывались общие для всех умерших поминальные дни (родительские дни, поминальницы, Радуница - Пасха мертвых и т.д.)? Запрещалось ли в эти дни мыться в бане, мыть дом? Почему (родителям глаза грязью зальешь)?
Ключевые слова
Воскресенье (день недели), Время, Два, Девять, День, Дни, Дни недели, Жизнь-смерть, Запреты, Календарь, Кладбище, Лето, Меморат, Могила, Народное православие, Очищение, Первый, Покойник, Поминальные дни, Поминки, Праздники, Предки, Пространство, Родители, Родство, Семейные обряды, Сорок, Сосед, Суббота, Трапеза ритуальная, Три, Троица, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10603
10603
[Что за праздник Троица?] Ну как, помина́ли вон, э́то… как… Е́дут в Тро́ицу, на кла́дбище хо́дят. Ра́ньше в Тро́ицу ходи́ли. На кла́дбище. Да я почти́ не быва́ю в Тро́ицу, приберёшь моɣи́лки, да и всё. А э́то… А щас ти́па на́до в суббо́ту и́дти, а в воскресе́нье, в Тро́ицу, нельзя́. Всё попереина́чилось. В смы́сле, у меня́ ма́ма умерла́, приезжа́ет э́та… Ну как? Её бра́та жена́. Ну как, она́ прие́хала. А я ей звоню́ и ɣоворю́, ɣоворю́: «Приезжа́й, – говорю́, – де́вять дней за́втра, что вот… и́ли послеза́втра, де́вять дней бу́дет». – «Как э́то – де́вять дней? Ей же во… вот, ну, ти́па не за́втра, а послеза́втра». Я ɣоворю́: «Как?» – «А пе́рвый день не счита́ется». Я ɣърю́:«Как не счита́ется? Е́сли она́ у меня́ в шесть часо́в утра́ умерла́, и я день… Она́ уже́ умерла́, как я… как я счита́ть не бу́ду?» – «Никогда́ не счита́ли пе́рвый день». Я ɣоворю́: «У вас чё там, в це́ркви, – ɣърю́, – совсе́м, – ɣърю, – други́е уже́ зако́ны пошли́»\, – ɣърю́. Ну она́ пожи́зненно в це́рковь ходи́ла. Я ɣоворю́: «Как э́то, пе́рвый день? Всегда́ счита́лся пе́рвый день, – ɣоворю́, – а вы́шло так, что, выхо́дит, пе́рвый день не счита́ется. А она́ чё, – гърю́, – жива́я лежа́ла?» [Вы в итоге считали первый день?] А? [Вы в итоге считали первый день?] Нет. Нет, как девя́тый был помина́ть. С пе́рвым днём на девя́тый день поми́н идёт. А что, собира́ешь же кого́-то там, сосе́дей там, как говори́тся, и э́то, поми́н ста́вишь.