[Не говорили, что нужно выходить из-за стола с той же стороны, что и садишься?] [КИЛ:] Э́то молоды́е.
[Молодые?] Да. То́лько молоды́е, с како́й стороны́ зашёл, с той и выходи́.
[Почему?] А потому́. Ты во… пойдёшь круго́м, ты иди́ свое́й, опя́ть, свое́й доро́ɣой, как она́ тебе́ прото́птана, тако́й ты до́лжен и вы́йти.
[Это на свадьбе?] Да, молоды́е.
[А столы на свадьбе на улице ставили?] Ну зи… зимо́й в дома́х.
[По стенам ставили?] Да, по кра́ю стен, что́бы там сту́лья мо́жно поста́вить от стены́, так, круɣо́м.
[А где сажали молодых?] Посреди́. Сре́дний стол, чтоб на це́нтре они́ бы́ли, чтоб все ви́дели их.
[А гости как рассаживались?] Ну, го́сти с ка́ждой свое́й стороны́ приме́рно, с той стороны́, с э́той… садя́тся бы… и бли́же с той сто… а кото́ры помеща́ются – вся́ко.
[То есть родные невесты – ближе к ней?] Ну, а жениха́ сюда́.
[А какие-то блюда готовили на свадьбу специальные, может, хлеб?] Хлеб… вот меня́ тесть хле́бом блаɣословля́л. Зна́чить, бу́лка хле́ба спе́чена, и мы с Ни́ной, с жено́й, стоя́ли. Он говори́т: «Так, Ива́н! Я корми́л-пои́л, тепе́рь ты корми́-пой». Блаɣослови́л, перекрясти́л, ико́нку небольше́нькую дал, и мы пошли́. Пошли́-пое́хали мы домо́й, ко мне, справля́ть сва́дьбу, все прие́хали на сва́дьбу.
[Был хлеб, которым встречали молодых?] Вот э́того я не… не́ было. Я вот не зна́ю, со мной э́того не́ было.
[Хлебом-солью не встречали?] Э́того не зна́ю. Не бу́ду врать, я зна́ю, что тесть меня́ вот блаɣослови́л «корми́-пой». И тесть восемна́дцать лет прокорми́л, а я пятьдеся́т четы́ре. Хи́трый!
[Смеётся].
[Вы из Локтей жену привезли?] Аɣа́.
[А там традиция как-то отличается?] Ну, ре́дко, ре́дко, почти́ что неизмени́мо.
[А есть какие-то небольшие различия (в Локтях старожильческое население, в Новолоктях – переселенцы, приехавшие сюда в 1860-е гг. из Витебской губернии)?] Ну вот, я за неве́стой прие́хал, зна́чить, там мужуки́ с ру́жьям стоя́т. То́лько выходи́ть, они́ как стре́лют, а… во всех испуɣ
[смеётся].
[КВИ:] Он ещё прие́хал-то на коня́х, на… на саня́х, за неве́стой.
[КИЛ:] А ты по́мнишь?
[Смеются.] [КВИ:] Дак мне ма́ма расска́зывала! Ма́ма, я, меня́ то-то… то… не плани́ровали. На саня́х, ма́ма расска́зывала, вых… в тулу́пы закрути́ли, чтоб не замёрзли, пое́хали регистри́ровать, пять киломе́тров, Го́споди, хо́лод тако́й.
[Регистрировали тут?] В Новолоктя́х. Та́м ничего́, в Локтя́х, не́ было, никаки́х: ни по́чты, ничего́.
[КИЛ:] У нас се́льский совет, центр. А у них была́ во… своя́ во́лость, коли́ не во́лость, а, вот… у них всё бы́ло. А по́сле уже́ револю́ции –
[центром сделали] Новоло́кти.
[КВИ:] Бо́льше дере́вня была́, наро́ду бо́льше бы́ло, люде́й. И шко́лу тут то́же основа́ли.
[КИЛ:] А мы во́зле Локте́й… на́ши пре́дки там посели́лись, а оне́ их вы́жили, сожгли́. Не разреши́ли, чтоб во́зле Локте́й самохо́ды жи́ли
[в с. Локти живут чалдоны – старожильческое русское население Сибири, а в Новолоктях – переселенцы из Невельского у. Витебской губ., приехавшие сюда в 1860-х гг.].
[КВИ:] Вдоль о́зера.
[КИЛ:] И вот оне́ сожгли́ всю дере́вню, тогда́ перешли́ вот на э́то ме́сто, это сто пятьдеся́т пять лет наза́д мы обоснова́лись тут.
[На свадьбе гуляли сначала у жениха, потом у невесты?] Обяза́тельно, снача́ла у жениха́.
[То есть вы на второй день опять ездили в Локти?] Да-да, а на тре́тий день уже́ соло́му мели́. Соло́му, зна́чить, пода́рки все дари́ли, и хто де́нег, хто чё…
[смеётся], соло́мы нано́сят, ки́нут ме́лочь: «Вот, собира́й, неве́ста». Ну, в о́бщем, молоды́е собира́ют.
[Руками?] Ну дак а как вот де́ньги со… собра́ть.
[Вы сказали «солому мели»?] Ну, называ́лось так. И ве́ник у тебя́, метёшь соло́му, а сни́зу-то де́ньги. Хто ве́щи како́й ки́нет, хто чё. Хто живо́тную каку́ю нада́рит: тесть телёнка мне ки́нул
[смеётся], кто́-то поросёнка ки́нул.
[Кинул?] Ну, в соло́му, называ́ется.
[Телёнка, он же большой?] Ну, э́то называ́ется, что «я те в соло́му даю́».
[Просто так говорят?] Да, дарю́-ка тебе́ что, вот.
[Когда вы приезжали за невестой на лошадях, сани как-то украшали?] Как же! Ло́шадь… у нас ло́шадь с ипподро́ма бы́ла. Кошева́, на кошеве́ ковры́, зна́чить, дуга́ вся в поя́сках, ра́ньше поя́ски, вы по́мните?
[Соб: Нет.] Цветны́е, широ́кие таки́е, поя́ски подпоя́сывались боɣа́тые мужучки́, подпоя́ску.
[И дугу обворачивали?] Дуɣа́ и три колоко́льчика, большо́й и два ма́леньких. Ло́шадь идёт – сдалёка слы́шно! Как по… вот, мо́же, по́чту вози́ли ра́ньше. Е́дет ямшши́к, ямшши́к идёт, и слы́шно, что ямшши́к по́сту везёт. И вот э́та пе́сня и: «Ой ты, степь, ты… Как во той степи́ замерза́л ямшши́к», – вот. – Отдава́л нака́з…» – вот, пе́сня сл… сло́жена была́. «Ты, това́ришш мой, не попо́мни зла».
[А стреляли в Локтях мужики когда?] Выходи́ть. Молоды́е…
[На второй день, да?] Нет, в пе́рвый день я неве́сту с до́ма вывожу́.
[А, когда выводите?] А оне́... с холосты́х, а все «У! У!» Спуɣа́лись
[смеётся]. Приезжа́ешь – воро́та закры… замкну́тые.
[Где?] У неве́сты, цепь натя́нут, и на замке́. Выхо́дят, хто э́то де́лал, выно́сят стул, на ка́ждый стул – по буты́лке
[усмехается]. Тогда́ неве́сту мы тебе́ дади́м. Ну что – поста́вил.
[Выносят стул?] [КИЛ указывает на табуретку.] [Табуретку? И на каждый угол по бутылке ставят?] Четы́ре буты́лки, да. Вот, поста́вил я им, отомкну́ли, лошаде́й завели́, а в огра́де уже́... верё… верёўка натя́нута, ло́шади привя́зываются к верёўке, чтоб никаки́м… ни, ни к столбу́, ни к чему́, а то́ко… на… на верёўке привя́занные бы́ли.
[Почему?] А потому́, что мо́жеть… мо́жет ло́шадь и… э́то порва́ть, дуɣу́ укра́шенную, она́... к забо́ру, где́-то на… начнёт носи́ться. Две ло́шади бы́ло, а я, зна́чить, с Ни́ной е́хал и хрёстная моя́. А сза́ди там уже́ не́сколько друзе́й мои́х. Ло́шадь здо́рово бе́ɣала! Молоково́з шёл, он ей пусти́л – она́ ниско́ль не отстава́ла. Маши́на… от маши́ны, она́ с ипподро́ма была́. А бо́льше и нихто́ не жени́лся, кро́ме… я после́дний на лошадя́х е́хал, а шшас всё на маши́нах. А
[нрзб. – 01:32:20,815] говори́ть: «Увезли́, как су́ку, ни… ни ɣро́му, ни сту́ку». Э́то ба… ба́бы. Ра́ньше е́здят с колоко́льчиком, так оне́ встреча́ли, тут, э́то, всё проɣовори́ть на́до, э́та неве́ста-то вот така́я: «Ни хрю́ку, ни сту́ку, увезли́, – говоря́т, – как су́ку»
[смеётся], что в маши́не везёт
[нрзб. – 01:32:49,933]. То́же стару́хи так что… обижа… обижа́лись, что не ви́дят неве́сту.
[А когда привозили, кто-то встречал?] Мои́ роди́тели.
[То есть родители с вами не ездили?] Нет. Мои́ роди́тели…
[А когда входили молодые, не смотрели, чтобы сор не валялся?] Ну там всё приɣото́влен чи́сто, всё сде́лано. Вперёд нас приво́зят при́данно неве́сты. Пока мы е́дем, оне́ вот занаве́ски разве́шивали, крова́ти заправля́ли, всё и… неве́сты. Всё неве́сты приɣото́влено. Мы захо́дим уже́ на чи́сто, мать благославля́ет нас: «ɣо́споди вас благослови́, по сча́стье, ɣо́споди!» То всё… каку́ю-то ешшо́ моли́твочку.
[Когда невесту везли, ей лицо закрывали чем-нибудь? А заче́м [смеётся]? Же́нят когда́, не закрыва́ют. Э́то пятьдеся́т пять ле́т наза́д.
[А кто готовил еду на свадьбу?] Пе́рвые, мои́ роди́тели, вот хто приглашёны на сва́дьбу, все тут уча́ствуют, все столы́ собира́ют, хосте́й принима́ют, хосте́й угоша́ют э́тих вот, приме́рно из Локте́й, их угошша́ют. Приезжа́ем туда́ – там все на́ших угошша́ют, там.
[Гости с собой еду не приносили?] Нет. Всё тут уже́ приɣото́влено, чтоб с карма́на вы́несли
[смеётся]…
[Специальную кашу не готовили?] Нет, нет. Всё: сала́ты, холоде́ц там, по́мню, на, пра́ўда, на тре́тий день уже́ и квас с ре́дькой. Всё сде́лал… с похме́лья все хлеба́ют да приɣова́ривают: «Вот как хорошо́». Квасы́ де́лали хле́бные, это шшас не квас, а Бо́же мой што, чё там они́ мне наме́шивают…
[На свадьбах поют?] Пою́т так, что ла́мпы га́сли!
[А что поют?] Что? Ру́сские наро́дные пе́сни.
[Какие?] Каку́ю хто знал.
[А специальные свадебные песни есть?] Ну, э́то когда́, когда́ неве́сту жени́х забира́ет, тут её подру́жки пе́ли: «Ой… ой люли́-люли́-люли́» – каки́е, вот каки́е-то, я их не запо́мнил уже́, пятьдеся́т пять лет дак. Подру́жки пла́чут, что в чужу́ю дере́вню: «Отдава́ли молоду́ на чужу́ю сторону́».
[А невеста в венке?] Обяза́тельно.
[Из чего, из живых цветов?] Нет. Живы́е зимо́й каки́е ж… Нет, тако́й, вянки́ бы́ли. Ра́ньше и не из бума́ги их де́лали, а с… с материа́лу. Оне́ то́же краси́вые бы́ли.
[Сами делали?] Са́ми де́лали подру́жки, кака́я… како́й цвет им понра́вится. Приме́рют, э́тот цвет ешшё на́до доба́вить, э́тот… всё.
[Что с ним потом делали?] Ешшё неве́ста идёт, её… её э́тот же, оне́ так и пойдёт. Э́та неве́ста уйдёт, они её пода… как вот шшас пла́тья вот э́ти сва́дебные. Э́та прогуля́ла, зна́чит, сдала́, сле́душшей даёт.
[Передаёт, да?] Да.
[Этот венок надевался перед свадьбой или заранее?] Я то́лько когда́ приезжа́ю за неве́стой, ей одева́ю, и за столо́м ско́лько там она́
[нрзб. – 01:38:04,737] за столо́м.
[Невеста должна быть в венке только в первый день или все три дня?] Все три дня. А сва́дьба отошла́, всё.