[Ранее говорила о женщинах, которые знали молитвы и умели погружать – крестить, См. IIa-13 б, доп.] Как я то́же ходи́ла, лечи́ла вот э́то гры́жу-то у ребяти́шек, у меня́ бы́ли. Я приду́ к э́той же́нщине, она… у ней в дверя́х был сучо́к вот тако́й вот
[показывает на сук, прислонённый к дверному косяку сарая], она́ его́ приставля́ла. Э́тим, но́жиком вот так счеркнет, пото́м уж… но… ну́жно знать моли́твы. И вот так вот… а… но́жиком вот так вот обводи́ла
[берёт ножик, которым только что чистила рыбу, и остриём водит по кругу по дверному косяку], кре́стики ста́вила
[остриём ножа водит, изображая форму креста], девчо́нки. Но…
[…] А мы! А мы чё, девчо́нки, мы не зна́ем э́того. Ви́дите, как.
[А сучок у неё стоял – она сучком обводила тоже?] Да.
[Соб.: Ножиком.] Но́жиком как-то вот так вот – раз-раз
[«рисует» ножом крестик на дверном косяке] – э́то яна́ води́ла. И сучо́к вот э́тот вот обва́живала. А пото́м она́ поло́жит его́ на крова́тку, и я, девчо́нки, забы́ла, как она́ говори́ла… Она́ при с… свои́ моли́твы прочита́ет, а пото́м я должна́ отвеча́ть чё-то то́же тако́е, что… Ну, я не по́мню всё. Вот э́то вот…
[Вспоминает.] «Гры… грызу́ гры́жу свои́ми зуба́ми». Их на́до бы́ло вот э́то вот говори́ть три ра́за что-то, что и я должна́ то́же, мать, говори́ть: «Грызу́ гры́жу». И вот ещё что-то там каки́е-то вот э́ти слова́ на́до бы́ло. Вот э́то вот я по́мню от хорошо́, что: «Грызу́ гры́жу». Она́ опя́ть моли́тву прочита́ет, перехре́стит, а я должна́ отве́тить: «Да, – ти́па что, – я то́же, – что, – грызу́ гры́жу». Вида́ть, наве́рно, помога́ет, что мы моло́денькие бы́ли, и зу́бы бы́ли, и всё на све́те. А тепе́рь их
[зубов] у нас – предста́вьте!
[А вы прямо так делали, грызли? – Собиратель клацает зубами.] Да-да-да.
[Грызли или только говорили?] Говори́ла, и как-то дак вот…
[клацает зубами] зуба́ми, что… свои́ми я выгрыза́ю что. И девчо́нки, ведь помога́ло. Я ведь нигде́-нигде́ не была́, прости́те, как говори́тся, что вот у двои́х, и двои́х – я у э́той ба́бки была́ – и всё путём бы́ло.
[А грыжа – это что?] «Грызу́ г… грызу́ гры… гры́жу», вот, вот. Зуба́ми. Да-да-да-да.
[Как это выглядит вообще?] Она́ быва́ет в паха́х, быва́ет… у ма́льчиков быва́ет в яи́чках, у де́вочках… в пашку́. У меня́ вот бы́ло в пашку́. Ну, вот пах.
[У сына?] У де́вочек – в паху́. Вот как вот у вас в паху́. У ма́льчиков, э… мошо́нки, ну, яи́чки. Они́ де́лаются стекля́нные. Вот прям све́тятся. Вот узна́ешь, когда́ он…
[Прямо светятся?] Да-да-да. Да, приопуха́ют, и прям кра́сненькие таки́е, и прям све́тятся. И сра́зу узнаё… И он пла́чет, и пла́чет, и пла́чет. И вот э́то, де́вочки, как…
[И она водит по больному месту?] Да, она́ во́дит, приɣова́ривает и хре́стит, и всё на све́те, и говорю́ вот: «Грызу́ гры́жу, грызу́ гры́жу». Я вот э́то по́мню, что я говори́ла. Вот бо́льше ничего́ девчо́нки не могу́ сказа́ть. Вот. Грызу́ гры́жу. Вот э́то я по́мню. Да. «Я то́же грызу́ гры́жу». Что ей помога́ла, вида́ть, наве́рно. Она́ сама́ так де́лала, и я де́лаю. Вот, де́вочки.