Характеристики текста
Год2021
СобирателиНАЮ, ЧМА, ЭАБ
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодМТА
Полf
Год рождения1956
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
XXIIa 10 е Запишите рассказы о разрушении церквей.
XXIIa 5 а Как определяется понятие “грех“?
XXIIa 11 б Не было ли обычая на ночь или в других случаях крестить окна и двери? Как, чем и зачем?
Ключевые слова
Бог, Богослужение, Вера, Время, Грех, Грешник-праведник, Дверь, Дом, Жизнь-смерть, Закрещивание, Зима, Календарь, Канун, Кара, Кража, Крест, Крещенье (праздник), Легенды, Ломать, Меморат, Молитва, Молиться, Народ, Народное православие, Новый-старый, Обереги, Освящение, Праздники, Предания, Приговоры, Пространство, Свой-чужой, Святки, Священник, Сочельник, Топор, Убивать, Устная история, Утварь, Хозяин-хозяйка, Хороший-плохой, Христос, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10788
10788
[Собиратель обращает внимание на нарисованный мелом крестик на дверном косяке. Соб.: А что это у вас за крестик?] Да, у меня́ везде́ кре́стики. Э́то кану́н Креще́ния, Креще́нский соче́льник. Ну, почти́ все в дере́вне… Я не зна́ю, как в го́роде, но я ду́маю, мно́гие то́же де́лают – на Креще́ние освяща́ют жили́ще своё, входны́е все. [Это от нечистой силы?] Коне́чно, а как? Коне́чно, крест Госпо́день от нечи́стой си́лы оберега́ет, коне́чно. [А что делать нужно было?] Ну вот кре́стики поста́вить и… Ну, я не зна́ю, гърю: «Спаси́, Го́споди», – и всё. [Не приглашали в дом никого?] Нет. Ну в смы… [Не было такого, чтобы священника звали?] Ну, ра́ньше я освяща́ла дом, ра́за два, наве́рное, ба́тюшку приглаша́ла и… он освяща́л дом мне, да. Ну, э́то когда́ был ба́тюшка у нас здесь свой, у него́ прихо́д в Локтя́х, сосе́дней дере́вне, был. Ба́тюшка э́тот у нас зако́нчил духо́вную семина́рию в Аме́рике, сюда́ прие́хал, когда́ у нас была́ разделена́ це́рковь правосла́вная на зарубе́жную и на ру́сскую. Вот он здесь слу́жбы вёл. А пото́м, когда́ произошло́ воссоедине́ние правосла́вной це́ркви, он не при́нял э́то, он уе́хал в Петербу́рг, но и сейча́с гово… говоря́т вот, ну как уже́, наве́рное, го́да четы́ре я о нём ничего́ не зна́ю, так вот как-то бы́ли изве́стия, звони́л. Он в миру́ про́сто сейча́с рабо́тает, и ма́тушка, и он. А так, бы́ло освяще́ние, мно́гие приглаша́ли, ну как-то хорошо́, коне́чно, когда́ в ка́ждом селе́ есть це́рковь там, часо́вня кака́я-то, но вот нам не повезло́. Здесь говоря́т ра́ньше была́ це́рковь на ме́сте до́ма культу́ры, слы́шали вы э́то, да? [Соб.: Слышали.] Ну вот, разру́шили её. [Как разрушили?] Ну, когда́ вот э́то, прош… пошёл ма́ссовый атеи́зм, и дом культу́ры постро́или на её ме́сте. [Не говорили, что люди, которые разрушили церковь, с ними что-то нехорошее случилось?] Так я ду́маю, э́то да́же и говори́ть не на́до, э́то… э́то должно́ бы́ло так и получи́ться. [Что с ними было?] Я не могу́ сказа́ть, что бы́ло, но то, что э́то не прошло́ для них бессле́дно, э́то без вся́кого сомне́ния. [Почему?] Ну как, ничего́ себе́! Что ста́ло с те́ми, с преда́телями, кото́рые Христа́ пре́дали? Как э́то? Э́то вообще́ ника́к не… по-друго́му ника́к не расце́нивается. Э́то ве́ра – еди́нственное, что в челове́ке нельзя́ уби́ть – э́то ве́ра, а они́ на неё замахну́лись, на ве́ру, поэ́тому как? [Они грешники?] А как же? А как же? Ну как вы ду́маете? [Их наказали?] Всё равно́ ка́ра э́то, всё равно́ кака́я-то была́, ну, мо́жет быть, в то вре́мя не придава́ли значе́ние, но бы́ло. Я вот, допу́стим… [Задумывается.] Как же, как же, как же… Как же мне исто́рию, чё-то подо́бное расска́зывали, что Госпо́дь-то помога́ет. Э́то, по-мо́ему, во времена́ раскула́чивания бы́ло. Тогда́ же всё под чисту́ю раскула́чивали, отнима́ли, и оди́н разъярённый хозя́ин – ну, жа́лко, ну, свои́м трудо́м! Вот у меня́... Ну, пото́м, е́сли интере́сно, расскажу́. И он, э́тот мужчи́на, хозя́ин, когда́ всё забра́ли, семья́ оста́лась… вообще́ ничего́! Доходи́ло до того́, зна́ете, девча́та, ска́терти, вот дожи́ли вы до скат… Там ска́терти-то бы́ли, дерю́жки каки́е-то, тря́пки – всё забира́ли. И он перекрести́лся, ска… и сказа́л: «Го́споди, благослови́!» Схвати́л топо́р и уби́л э́того, кото́рый пришёл, и ему́ ничего́ не бы́ло. [Ничего не было?] Ничего́ не бы́ло. [Почему?] А Госпо́дь огради́л его́. С бо́жьего благослове́ния он заступи́лся за себя́, за свою́ семью́ – э́то я так ду́маю.