[В выходные можно было пол мести?] [Цыкает. Вздыхает.] Ох, ми́ленькие, хто день и ноч работа́ет, дак ён и но́ччу убирае́т, и днём, чтоб яму́ убра́ть. Не соблю́даеть и ни пра́здники, и ничо́.
[А вообще говорили, что в праздники не надо убираться?] К пра́зднику на́до убира́ться.
[До?] Да.
[А вечером можно мести пол?] Моо\жно. Мой ня бо́йся.
[Посмеивается.] То́лько ча́сто ня мой, а то кра́ску смо́ешь всю.
[Посмеивается.] [А к праздникам к каким убирались?] Ну, вот э́ти почыта́лись, у це́рьквы е́здили к Тро́ице, к Па́ске. По́том э́та Ра́доница вот быва́ет эта́. По́сле… Када́ яна́... по́сле Па́ски тут? Ра́доница, пото́м Тро́ица. Ну, вот э́ты пра́здники все.
[Бывали такие дни или случаи, когда нельзя в доме мести?] Нельзя́ чё?
[Соб.: В доме мести.] Ў до́ме ничё де́лать?
[Соб.: Да.] Ну дак коне́чно, с це́рькви прие́дешь нёж будешь сра́зу ки́даться по сте́нам? У це́рькву съе́здишь за чаɣо́, чтоб ɣряхи́ Бо́женька прости́л, мо́лются да всё. А дом прие́дешь, начне́шь убира́ть, так тут у всех собярёшь – и живы́х, и мёртвы́х.
[Можно подметать во время похорон или пока покойник в доме?] Нет.
[Почему нет?] Не зна́ю. По́сле поко́йника сра́зу убира́ют и мо́ет хто́-то, остаётся чэлове́к.
[Сразу вынесли и надо всё помыть?] Сра́зу чтоб помы́ть. Пока́ с моɣи́лок приезжа́ют, уже́ тут помы́то, и столы́ ста́вют и помина́ть садя́тся.
[А почему, не слышали?] Не зна́ю.
[Я вас правильно поняла, что, если из церкви приезжаешь, начинаешь подметать, то тогда грехи соберёшь?] [Переспрашивает. Соб. повторяет вопрос.] АА. С це́рькви – э́то я не сказа́ла тако́го. Я тако́е не зна́ю. Я в це́рькву не ходи́ла, я не подмета́ла, не зна́ю.
[Соб.: Я не успела записать, что-то про грехи…] Не. Не-не-не-не. Не. Ну э́то, чтоб… ɣовори́ла у нас тут ба́ба То́ня была́, стару́шка, съе́здила, причашча́ются как-то, е́здють у це́рькву вот чтоб... ну, про́сят там, моли́тву чыта́ют каку́ю-то, чтоб Бо́женька прости́л ɣрехи́, отпусти́л. Ина́ прие́хала, а дед э́тот пья́ный напи́ўши, ну и напи́лся ии там донима́л ее́, наве́рно, ина́ пришла́ к нам на зава́лину: «Ураɣ, дак и есть ураɣ!»
[Смеётся.] Враг, а г… «ураɣ».
[А что это такое?] На му́жа так, что враг, враг.
[Враг?] Враг, он и есть враг. А ина́: «Ураɣ, э́то ён и есть ураɣ. Напи́лся, то́лько, э́то, у це́рькву съе́здила, не прошло́ час, а уже́ с йим наɣряши́ла». Уɣу́. Ина́ поста́вила бра́жку на а… на э́ту, у бито́не, на пе́чку, на пола́ти. Пола́ти-то бы́ли.
[… – раньше спали на полатях; пол после покойника моют как обычно.] [Вы сказали, что убирались перед Пасхой, перед Троицей, это в какой день убирались?] Да. Э́то к ка́ждому пра́зднику убира́лись в до́ме.
[Перед Пасхой в какой день недели?] Нуу, Па́ска в воскресе́нне обы́чно быва́ет, дак ну на неде́ле и убира́лись.
[Не в четверг?] Ну, Чы́стый чэтве́рг там есть, называ́ется, дак мо́жно в э́тот и в Чы́стый чэтве́рɣ, мо́жно хоть когда́.
[А почему он Чистый?] [Переспрашивает. Соб. повторяет вопрос.] Ну вот он и называ́ется Чы́стый – что убира́ют. Чы́стый чэтве́рɣ.
[… – через некоторое время разговор возвращается к теме.] [Перед Троицей и Пасхой как убирались, была большая уборка?] Да.
[А что делали?] Ну ўсё снима́ли, стира́ли, мы́ли, кра́сили, бяли́ли, кто чо́, кому́ чо на́до бы́ло де́лать, тот и де́лал.