Характеристики текста
Год2021
СобирателиЗСА, ШАА
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодПНА
Полf
Год рождения1973
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
XXIIa 14 а Кто такие староверы, чем они отличаются от других? Как они жили? Как называют нестароверов? Разрешали ли они носить кольца и бусы, курить, есть и пить из их посуды?
Ключевые слова
Большой-маленький, Вера, Еда, Жизнь-смерть, Запреты, Народное православие, Новый-старый, Отец, Первый, Последний, Посуда, Прорицание, Родители, Родство, Свой-чужой, Сидеть, Старообрядцы, Тайно, Хозяин-хозяйка
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10889
10889
[Сажали ли детей за детский стол?] Нет, у нас всегда́ как бы семьёй сади́лись, и ку́шали большо́й к… как бы больша́я у нас семья́, вот счита́й я пя́тая семь… ребёнок. Еди́нственное, вот как бы я по́мню, мо́жет быть, ме́ста не хвата́ло, потому́ что ра́ньше жи́ли как бы комна… ну, кварти́ра небольша́я была́, на ку́хне там пе́чка ещё стоя́ла, дак там вообще́, наэ́рно, бы́ло, е́сли три на три бы́ло, и то́, наэ́рно, не́ было вме́сте с пе́чкой, вы предста́вьте. Я да́же не с… не зна́ю, мне ка́жется, мы все вме́сте, и́ли… А роди́тели сперва́ нас поса́дят, а пото́м са́ми ку́шали, потому́, что про́сто как бы не сесть бы́ло нам всем. [А не было такого обычая, кто первый сядет, кто первый встанет?] Нет, нет. Э́то ра́ньше вот говори́ли. У меня́, получа́ется, оте́ц и… ну, вот опя́ть же, э́то Ки́ровская о́бласть была́, и как говоря́т, что у него́ бы́ли как бы по отцо́вой ли́нии старове́ры, вот там как бы вот э́то, наэ́рно, бо́лее си́льно, да, кто́-то пе́рвый сел, что там оте́ц пе́рвый до́лжен, допу́стим, больш… ка́к сказа́ть, ча́шку же большу́ю ста́вили и все е́ли с одно́й ча́шки. И вот как бы оте́ц пе́рвый, вот там вот э́то стро́го прису́тствовало как бы бы́ло, вот как ну, там, ни телеви́зоров, ка́к-то они́ вот обща… да́же обща́ться с людьми́ ка́к-то они́ наве́рное не си́льно люби́ли, вот что́-то вот тако́е вот. Ну, ста́рове́ры, вот так вот. [А староверы это вообще кто такие?] Ну… как пра́вильно-то сказа́ть? Ну, укла́д жи́зни, наве́рно, всё-таки вот э́то вот. Стр… нет, на́до загу́глить, как пра́вильно-то сказа́ть-то, ну, коро́че, посмо́трите. Вот они́ ка́к-то уединённо всегда́ жи́ли, и они́ жи́ли, допу́стим, как сказа́ть, я не зна́ю, там как они́ называ́лися, не ау… ау́л э́то же у каза́хов, а там, дере́вни прям старове́ров как бы, да? Я зна́ю, что вот телеви́зора, допу́стим, не́ было, но, наэ́рно, их в то вре́мя вообще́ не́ было, е́сли счита́ть, говори́ть вот о моего́ отца́ ро́дственниках. А сейча́с, наэ́рно, так же они́ как бы прису́тствуют, не́которые направле́ния, что оте́ц как бы вот, сло́во – зако́н его́. [А в Бога они в какого верят?] Без поня́тия. [То есть в другого какого-то?] Про э́то я вам не скажу́, про рели́гию, потому́ что я сама́ как бы неве́рующая, е́сли че́стно сказа́ть, я вообще́ э́тим не каса́юся.