[Как выбирали лес на строительство?] Еди́нственное, я зна́ю, что вот мы, когда́ стро́или вот э́тот дом, всегда́ говори́ли: «На углы́ ло́жат пятачки́». В пе́рвый сруб.
[Монетки?] Да-да-да. Пе́рвый сруб кладёшь на… на фунда́мент – пятачо́к ло́жишь. И… а окно́ де́лается на нечётном сру́бе. То есть на седьмо́м мы ста́вили окно́.
[… – Отвлекается на телефонный звонок.] Мы, когда́ переходи́ли, допу́стим, в э́тот дом, обы́чно нас вот ба́бушка то́же учи́ла: с пе́чки ну́жно взя́ть у́голь и перенести́ в э́тот, в э́ту пе́чку, как бы в э́тот дом, как бы с собо́й. И когда́ уходи́ли, ну́жно бы́ло… ло говори́ть: «Де́душка-сосе́душка, пойдём вме́сте с на́ми жить». Э́то как бы к домово́му обраща́лись, вот.
[Не было такого, что переехали в новый дом, в котором есть домовой, с домовым со старого дома – и между ними был конфликт?] А, вот, мы, коро́че говоря́, то́же, когда́ в пе́рвом до́ме жи́ли – нам там му́жу от совхо́за дава́ли кварти́ру – вот вы не пове́рите, девчо́нки, но э́то бы́ло на са́мом де́ле со мной. То есть как бы – ну, вот мы то́же пришли́ туда́, да, и я вот всё говори́ла: наве́рно, меня́ как бы невзлюби́л домово́й. А нам ещё как говори́ли: в подпо́лье ну́жно поло́жить там кора́лик
[булочка в форме кольца] и́ли ещё что́-то вот тако́го вот, как бы на таре́лочку, как бы услас… умасли́ть, допу́стим, домово́го. Ну, опя́ть же, я ду́маю, мо́жет, э́то вот что́-то вот с се́рдцем у меня́ бы́ло и́ли как. Я, быва́ло, зна́ете, сплю, и вот мне пло́хо, вот меня́ как бу́дто – вот, зна́ете, быв… вот, у ва… быва́ет тако́е состоя́ние, вы когда́ спи́те, и вот стра́шный сон, и вы просыпа́етесь оттого́, что у вас вот все мы́шцы ско́ваны. Быва́ет тако́е? И вот у меня́ тако́е же бы́ло, и у меня́ вот так – я как бы кричу́, что вот разбуди́ть. То есть я поняла́, что э́то я во сне; сперва́-то как бы вот я сплю́, да, мне пло́хо, у меня́ тако́е ощуще́ние, что вот как бы мне ка́жется, что я, вот, прям му́жу, допу́стим, вот так руко́й
[делает движения, как будто трясёт мужа за плечо], а я на са́мом де́ле э́то не де́лаю, э́то я как бы во сне. Пото́м, со вре́менем, я поняла́, что э́то у меня́ во сне. И, вот, быва́ло, вот, прям мне так тяжело́-тяжело́, вот я вся ско́ванная-ско́ванная, и я вот жду, что вот щас оно́ ско́ро пройдёт – и я просну́сь. И вот как то́лько мы перее́хали в э́тот дом, у меня́ ни ра́зу тако́го не́ было. И вот я говорю, что, вот, у меня́ тако́е ощуще́ние, что, вот, меня́ – вот, как говоря́т, ну, мне так сказа́ли, что тебя́ ду́шит домово́й.
[Почему он душит?] Ну, так говоря́т.
[Не говорят, что ему что-то не нравится?] Ну, вот не зна́ю, что́-то, наве́рно, не нра́вилось.
[Получается, в этом доме у вас был новый домовой – старого вы с собой не взяли?] Нет, подожди́те. До э́того мы жи́ли в кварти́ре по у́лице Но́вой – вот э́то вот там происходи́ло. Когда́ мы постро́или э́тот дом, мы сюда́ переходи́ли, и я, вот, говорю́, что у́голь из пе́чки сюда́ приноси́ли, ко́шку запуска́ли в… пе́рвую, вот, как обы́чно, вот э́то вот – э́то бы́ло.
[Как избавиться от домового, который душит?] Ну, вот, как говори́ли, ну́жно бы́ло умасли́ть его́, ну, то есть каки́е-то, как вот говоря́т: на сто́ле оставля́йте там печеню́шки – вро́де как бы вот в э́том пла́не. Ну, я вот тако́е слы́шала.
[Про пятачки, которые вы по углам закладывали, не говорили, что их под матицу нужно класть?] Про э́то я не зна́ю.
[Вы просто пятачки клали или чем-то оборачивали?] Да про́сто пятачо́к поло́жили под… там же мох был, и пото́м уже́ бревно́, э́то всё.
[Не надо было какой-то шкуркой обматывать?] Ничё, вот, ну… Мо́жет, и на́до бы́ло, но у нас про́сто пятачки́ под у́гол – всё как бы.