Характеристики текста
Год2021
СобирателиДАД, ИДД, ЮВК
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Информанты
Данные об инф.
КодСМФ
Полf
Год рождения1939
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Новолокти
Опросник
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 19 в Где ставили крест (в голове, в ногах)? Почему? Как он выглядел? Не вешали ли на него полотенца, платки? С какой целью? Делают ли на нем надписи, эпитафии? Кто их сочиняет? Вставляли ли в крест иконку? Делают ли крышу над крестом? Ставят ли вместо креста столбик? Зачем? Что делают, если крест сгнил на могиле? Можно ли его заменять?
IIIa 8 д На чем опускают гроб в могилу (на веревках, на полотенцах)? Что с ними потом делают?
IIIa 5 а Как называется гроб? Когда его делают? Кто? Можно ли делать гроб заранее, где его хранят, что в нем держат? Делали ли гроб с окошечком? Что означает слишком тесный гроб? Слишком большой (еще один покойник будет)?
Ключевые слова
Белый цвет, Библия, Богослужение, Брат, Вера, Верх-низ, Водка, Война, Воскресенье (день недели), Время, Год, Голова, Гость, Гроб, Давать-брать, Девять, Дерево, Дни, Дни недели, Дорога, Еда, Животное, Жизнь-смерть, Закрещивание, Закрывать, Запреты, Земля, Кладбище, Красный цвет, Крест, Мать, Меморат, Металлы, Могила, Молиться, Мужчина, Надгробие, Наоборот, Народ, Народное православие, Новый-старый, Ноги, Обвязывание предметов, Одежда, Питье, Пища, Погребение, Покойник, Покойник ходячий, Покрывание, Полотенце, Поминальные дни, Поминки, Похоронный обряд, Предки, Пространство, Процессия, Прощание, Путь, Путь обрядовый, Ремесло, Родство, Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Сестра, Собака, Сорок, Сосед, Стоять, Страшный суд, Тело человека, Тот свет, Трапеза ритуальная, Три, Угощение, Умывание, Утварь, Утро, Цвет, Цепь, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 10962
10962
[Ранее рассказывала про женщину по имени Аня, у которой умер в больнице сын Ваня.] Быва́ло, е́сли то́лько чуть стемне́ло, у них уже́ ведро́ в до́ме, она́ в се́нки да́же не выходи́ла, боя́лася. А когда́ Ва́ню похорони́ли, Ва́ся [муж Ани] проснётся, а её не́ту. Она́ но́ччу на кла́дбище ходи́ла, но́ччу на кла́дбище ходи́ла! Он вот таку́ю собачо́нку нашёл, Ва́ня, принёс домо́й, и она́ вы́росла и всё вре́мя на цепи́ была́. И када́ Ва́ню хорони́ли, она́ вы́ла, проси́лася. Её как отвя́жут? Тут же наро́д, она́ ве́чно цепна́я, они́ её в бу́дке закры́ли. А ве́чером отпусти́ла Ра́я её: «Иди́, побе́гай». У́тром прихо́дят так, наза́втра к поко́йнику же прихо́дят, прихо́дят – она́ лежи́т у его́ на моги́лке. Вот как она́ нашла́? На моги́лки сходи́ть, вот. [Собиратель услышал «назавтра» как «завтрак». Соб.: Вы сказали, что покойнику завтрак должны нести?] Обяза́тельно обе́д должны́ нести́ ро́дственники. А на девя́тый день уже́ приглаша́ют, кого́ хотя́т. Э́то девя́тый день. И пото́м сороково́й и полго́да, и год. А вот у не́мцев – они́ похорони́ли и всё, и всё. Не хо́дят на кла́дбище ни с куско́м, ни обе́да, ничё. Не, та́к-то хо́дят, но не та́к, как вот у нас, что и сороково́й обе́д, и… Обед же – то́же на́до что́-то на стол. Э́то щас хорошо́, а ведь бы́ло вре́мя, что и сами́м… Я по́мню, быва́ло, придёт сосе́дка, ма́ма Феокти́ста, Хвеокли́ста. «Ма́мка, ча́ю попьём? А, ну дава́й хоть кипятку́ поглота́ем без са́хара». Про́сто хлеб и… Ну, е́сли есть… Тада́ ж варе́нье не вари́ли, я́годы суши́ли все и, вот, лесны́е, тогда́ ж до́ма э́тых не́ было. Но сморо́да-то была́ с ви́шней. Её э́то, суши́ли, разма́чивали и пироги́ стря́пали. Лесна́я клубни́ка – ой, кака́я она́ вку́сная. [Когда несут вот так обед, люди его себе несут или это угощение?] Туда́? На кла́дбище? Ну, они́ прихо́дят – ну, наприме́р, ро́дственники, де́ти… Де́ти и там, мо́же, племя́нник како́й там и́ли чё. Вот сколь прихо́дят, пое́ли – закрыва́ют, оставля́ют всё. [То есть там остатки?] Они́ да, они́ э́то, прино́сят столь, сколь съесть сами́м. Уже́ ли́шнее не таска́ют. [На могилке специально чего-нибудь для покойника не оставляют?] Ну, вот когда́ похоро́нят, полоте́нце привя́зывают. Ну, мужику́ ста́вят рю́мку, налива́ют – э́то уже́ в Росси́и: налива́ют и закрыва́ют. Мы ка́к-то ходи́ли… Када́ вяза́ла я себе́ ша́ли, у нас не́мка была́, Маргари́та, че́рез доро́гу. И я не уме́ла э́ти кли́нышки вот… у шали́-то вот э́ти кли́нышки. И она́, Мари́я, говори́т: «Свекро́вка моя́ уме́ет». При… я пришла́, Маргари́та мне показа́ла, научи́ла. Я ей хоте́ла уплати́ть. Она: «Не, не, не. Вот я умру́... Мне ничё не на́до, про́сто приди́ на моги́лку, посто́й, и всё. Ничё не на́до, ни поми́н, ничё, то́лько приди́ меня́ попрове́дуй». Ну, и ка́к-то мне па́ло в го́лову: пойду́ я Маргари́ту попрове́даю. И шли, а у нас не́мцы в одно́м углу́ похоро́нены. И Борн Ви́тя – он щас в Герма́нии живёт – приезжа́ли… И ба́ба… ой, как же её? Крис… Кристи́на. Во, и ба́ба… Нет, не Кристи́на. Она́ там лежи́т, мы гляди́м, и чеку́шка. Прям по́лностью закру́чена и лежи́т – и уже́ не пе́рвый, вида́ть, сезо́н лежи́т и э́то, уже́ на неё ве́тки напа́дали, ли́стья. Так мы и пошли́, она́... мо́же, хто́-нибудь найдёт. Нельзя́. И поко́йника вообще́ не помина́ют вино́м, им моли́тву на́до. [А куда помещают полотенце?] На крест привя́зывают. Угу́. [А когда его снимали?] Никогда́. Кому́ на́до, пусть сни́мет. [Это у русских или у немцев?] Нет, у ру́сских. [А зачем это делали?] Что он у́тром вста́нет – умыва́ться бу́дет. [Это делают родственники?] Ну, да. [А привязывают специальное полотенце? Новое?] Не-не… Но́вое. Но́вое, коне́чно. И вот ра́ньше же спуска́ли на полоте́нцах: двена́дцать ме́тров разреза́ют и спуска́ют, а пото́м ре́жут – копача́м раздаю́т. Ну, и щас копача́м раздаю́т, но уже́ спуска́ют на э́тих, на… верёвки таки́е, у них… У нас вот щас городски́е копа́ют моги́лки специа́льно. Шесть и́ли во́семь ты́сяч вскопа́ть моги́лку, и… и они́ спуска́ють. У меня́ лежи́т ещё с… бра́ла вообще́ кра́сный матерья́л – тада́ же кра́сным матерья́лом обшива́ли, вот. Э́то щас хорошо́: пошёл, купи́л, како́й хошь, на вы́бор вот гроб, а тогда́ гроб обшива́ли. И у меня́ был кра́сный матерья́л на гроб и двена́дцать ме́тров. Ещё, поди́, при Ста́лине, ещё те полоте́нцы. Щас полоте́нцы э́ти, ва́фельные их называ́ют, э́ти, квадра́тненькие – они щас что ма́рля. А те же вон каки́е то́лстые полоте́нца – у меня́ лежи́т двена́дцать ме́тров. И э́то, и… А Са́ша [покойный муж СМФ], когда́ был на инвали́дности уже́ и у нас была́ пилора́ма – вот так пойдёте, где восьмо́й магази́н, там… Там МТМ [машинно-тракторные мастерские], и там, дальше вглубь, там была́ пилора́ма. И бы́ло столь кра́сного ле́са наво́жено: с Мали́новки, из тайги́ - вообще́. И тяжело́, ребяти́шки бы́ли, шко́льники почти́, то́лько ко́нчили шко́лу – йим же тяжело́ зака́тывать туда́. И Бату́рин попроси́л Са́шку, что «Саш, упло́тим, всё». У него́ тра́ктор с э́тими… Говори́т: «Ты хоть йим положи́, а они́ уже́ до́ски, до́ску же всётаки ле́гче таска́ть – ну, и вот, и… Там – хохлы́ и́ли не́мцы они́, потому́ что Сай и Лам. У них у одного́ Сай фами́лия, а у друго́го – Лам. И йих три бра́та ла́мовых. Но вот они́, говоря́т, не́мцы, Лам. Ну, а Сай – не зна́ю. И в э́то… Они́, говори́т, когда́ похо… Са́ша по́мер, и уже моги́лу копа́ли… на́ши же копа́ли. Как они́ вскопа́ли? А они́ сде́лали гроб. Са́ми… Да́же не взду́майте! Уже́ покупа́ли, на́чали – ещё ди́ко бы́ло, покупа́ть то́лько на́чали, вот. Хто ещё, у кого́ до́ски бы́ли пригото́влены, до́ма де́лали гробы́. А они́ на То́льку: «То́ля, не взду́май!» Мы ему́ сде́лаем: он нам столь добра́ переде́лал! А зимо́й се́но йим: у ка́ждого ж не по одно́й коро́ве бы́ло, се́но вози́л йим. И он э́то… И они́ ему́ гроб сде́лали и обши́ли, и всё. И када́ спуска́ть ста́ли и широкова́т был, дък пото́м подка́пывали ещё. А был широкова́т. [А не примечали, если гроб не влезает?] Не, э́то глу́пости. Не-не. [А почему красный он должен быть?] Потому́ что коммуни́сты бы́ли. Ма́ма умерла́, ей бы́ло во́семьдесят четы́ре го́да – она́ сказа́ла: «Не взду́майте меня́ э́то, в кра́сный». Дак мы бе́лый покупа́ли, бе́лый матерья́л. Све́тленький – ещё друго́е де́ло, а э́то не на́до, вот. А сестра́ ста́ршая – ве́чный коммуни́ст, ве́чный коммуни́ст. И она́ говори́т: «Сестра́, е́сли я умру́, не взду́май мне года́ писа́ть – ну, вот когда́ роди́лся и когда́ по́мер – ведь же у всех ука́зано. «Не взду́май писа́ть, я там в па́ртию вступа́ть!» А Ви́тя Пузы́нин… Са́ши Малёвой и вот э́того Ви́тьки ма́тери родны́е. Па́влик, у него́ щас но́ги обре́занные обо́и – то́же брат ему́. У йих четы́ре сестры́ бы́ло и брат. И я говорю́: «Ви́тька, а кого́ де́лать? Прика́з тако́й…» - Ра́я когда́ умерла́. «Не пережива́й». И написа́л: «Останови́сь, прохо́жий, / помяни́ мой пра́х. / Я уже́ до́ма, / А ты ещё в гостя́х». Ой, тогда́: «Мару́ська, Мару́ська!» - дере́вня ж, - «Мару́ська, где ты взяла́?» Я а́дрес дала́, Пузы́нин то́же мно́гим писа́л. [А почему ваша сестра не хотела, чтобы писали годы?] Не зна́ю, не зна́ю. [А цвет гроба что-то значил?] Коне́чно, нет. Коне́чно, глу́пости. А каза́ки [казахи] до сих пор хоро́нят в э́том, в ковре́. Вот… [В ковре?] Да. Неда́вно умерла́ вот у Шпи́цевых сва́тья, сноха́ е́здила в Казахста́н. Её пропусти́ли, раз кро́вная дочь, что мать умерла́, а вну́чку не пусти́ли из-за коро́ны. И Ле́на верну́лася, а мать пое́хала. И я у ней спра́шивала – е́хали вме́сте, она́ в го́роде рабо́тает – я говорю́: «Све́та, а как щас хоро́нют?» «Так же. Мы её в э́тот, в ковёр». [А почему так?] А каза́хи так хоро́нят. Тата́ры, каза́ки. [А как-то отличалось, как хоронили немцы и самоходы?] Да. Не́мцы… Мы гроб… У конце́ гро́ба, у но́ги ста́вим крест, в нога́х крест. А у них – на груди́, в голова́х, вот. Потому́ что я за чё запо́мнила – то́же ещё лет двена́дцать-трина́дцать бы́ло. У э́того Ада́ма от ко́ри в рай вот ста́рший… У́мер ста́рший сын – год семь ме́сяцев бы́ло, его́ похорони́ли. И Ни́на йи́хняя, вот они́ роди́ли её здесь, не́мцы. И в одно́й моги́лке хорони́ли. И тут крест стои́т, и тут крест стоит [показывает руками места в ногах и в головах], вот. [… - Рассказывает про случайную встречу с родственником своих знакомых из поволжских немцев.] [Вы не слышали, почему в ногах надо ставить крест?] Потому́ что он встаёт и мо́лится. Чтоб не повора́чиваться: пря́мо встал и помоли́лся. [Встаёт – это уже когда?] Да, када́ воскресе́нье бу́дет. И ещё говоря́т вот ста́рые лю́ди… Говоря́т, вот э́ти щас па́мятники ста́вят – не на́до! То́лько деревя́нный крест, потому́ что на суд когда́ пойдём… Бу́дет он и́ли не бу́дет суд – э́то мы не зна́ем, но приде́рживаемся. Крест ле́гче нести́, потому́ что на кресте́ же распя́ли на деревя́нном, вот. А у нас таки́е па́мятники стоя́т тут – ки́ровцам на́до тащи́ть! [То есть железный – это тоже плохо?] Ну, он лёгкий, е́сли желе́зный, дак ничё. Лишь бы крест. У нас же то́же: не деревя́нный крест но́сим. Есть же деревя́нные – продаю́тся и всё – кре́стики. Хто ж алюми́ниевый, хто ж золото́й, хто како́й но́сит. [… - Спрашивает, крещены ли собиратели.] [А у немцев кресты отличаются от русских?] У них, по-мо́ему, не́ту никаки́х… [У них не ставят, да, крестов?] А, не. Кресты́... Та́кже деревя́нный крест, то́лько они́ ста́вят в го́лову, а мы в но́ги.