[Мы видели тут у многих на дверях кресты, это зачем?] Дак э́то, девчо́нки, на Креще́нье, пе́ред Креще́ньем ста́вят, Креще́нье девятна́дцатого января́, а восемна́дцатого ста́вишь кре́стики, чтоб нечи́стая си́ла не попа́ла к тебе́ в дом.
[…] [Чтобы нечистая сила не попала?] Да. Что́бы вся́кая не́чисть.
[Попадает, да?] Ну, кто его́ зна́ет, ну так говоря́т, да́же кре́стики, вот, мы по́мним в де́тстве в… вперегонки́, кто вперёд э́тот мел или уголё… ра́ньше уголько́м де́лали: и под столо́м кре́стик поста́вишь, и к ста́йке побежи́шь, и за кали́тку вы́йдешь, кре́стик поста́вишь, и в кладо́вке, и там на дверя́х стара́лись…
[Это всегда или именно перед Крещением?] Пе́ред Креще́ньем, всегда́.
[А в хлеву тоже ставили?] Обяза́тельно, ну, хозя́йство же у всех, обяза́тельно, что́б то́лько, чтобы Госпо́дь охраня́л вот от нечи́стой си́лы по́лностью и хозя́йство, и всё на све́те.
[Что-нибудь в хлеву вешали еще против нечистой силы?] Ну, зна́ете, девча́та, чё ещё де́лают? Святу́ю во́ду. Бры́згают, хо́дют, ста́йки та́к же окропля́ют все, как вот ба́тюшка, он же как сни́зу вверьх и спра́ва нале́во перекре́щивает. И вот то… то́чно та́к же и в до́ме мо́жешь побры́згать, по всему́ до́му. И та́к же вы́йти и в ста́йке вот э́то всё сде́лать, перекрести́ть, и́менно свято́й водо́й.
[А святую воду из храма брали? Или на Крещение вся вода святая?] А на Креще́ние, говоря́т, вся вода́ свята́я, да́же в коло́нке. И у меня́ вот подру́га, она́ да́же до́ма, у её до́ма водопрово́д, она́ да́же до́ма бере́т из под кра́на и́менно вот на с… на ночь, э́то, э́ту святу́ю во́ду. Она́, действи́тельно, стои́т и не по́ртится. Вот просто́й воды́ набери́ – она́ ми́гом зату́хнет и зелене́ть начне́т. А э́та стои́т, ничё ей не де́лается. Ну, мы в де́тстве, в мо́лодости, не в де́тстве, а в мо́лодости ходи́ли наа коло́нки, на коло́дец, но на́до… на́до идти́ молчко́м, да́же е́сли ты идёшь там с ке́м-то на па́ру, не́сколько челове́к, ну, идёт, чтоб… Ну, мы же идём, подро́стки бы́ли, по шестна́дцать-семна́дцать лет, идём, друг дру́га
[изображает сдерживаемый смех], и до тех пор дойдём, что мы расхохо́чемся и всё завора́мчися и идём обра́тно.
[Почему нужно было молча идти?] Вот и́менно, на́до брать, что́бы э́та вода́ была́ молчёная.
[Молченая?] Да.
[А почему?] Ну, я не зна́ю, ну так нам ста́рые лю́ди рас… расска́зывали.
[Просто брать из колодца?] Да, сс коло́дца набира́ешь воды́, и чтоб ты не заговори́л и... ни с кем. Да́же е́сли идёшь вот, наприме́р, и хто́-то к тебе́ идёт, ма́ло ли, вот ве́чером допоздна́, но́чью идёт, чтоб да́же и не здоро́валась, чтоб вообще́ прошла́ молчко́м.
[А потом?] Ну, и пото́м, пожа́луйста, и пьёшь, и умыва́ешься.
[И она?] Она́ да, она́ как…
[Полезная?] как поле́зная, лече́бная, да.