Характеристики текста
Год2014
СобирателиАБМ, КВА
Место сбора данных
Могилевская область
Чериковский район
Езеры
Информанты
Данные об инф.
КодШПИ
Полf
Год рождения1949
Место рождения
Могилевская область
Чериков
Опросник
XI 6 Запишите легенду о том, что прежде колос начинался от самой земли. Какая роль в этой легенде отводится кошке, собаке и т.д? Был ли обычай при выпечке первого хлеба из нового урожая кормить им кошку и собаку?
Ключевые слова
Беременность, Бог, Верх-низ, Женщина, Животное, Земледелие, Зерно, Колос, Кот, Легенды, Народное православие, Пространство, Растения, Смотреть-заглядывать, Собака, Три, Хлеб, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11102
11102
[Не рассказывали, что колос раньше от самой земли начинался?] Е́то расска́зывали. Е́то… е́то ж была́ бяре́менная же́ншчына, а хлябы́ росли́ ни́зко, потому́ что… нуу, як сказа́ть, зе́мли сла́бенькие были́, гное́ния не было́, ни удобре́ния ж, ничо́го. Ну, и ёй ужо́ пошти́ рожа́ть. Ну, хлеб бы́ў во, ячме́ни, ле́том же, ни́зкие. Ну, ина́ тут ужо́ согну́лася жать, то ба́ба э́та Ри́на каза́ла, та́к во, да гъря́: «Гоо\споди, хоть бы ж ешчэ́ тро́шечку ён вы́ше бы́ў, что мне пло́хо жать», а жать же на́до мно́го, живо́т же меша́я. Так, гово́рють, во суколе́нцы [место в растении, где расположены кругом мелкие усики или сучки], э́то як гляди́шь, дак суколе́нцы на… ну, на стябле́ ёсть. Так ён, говоря́, прыг сейча́с же. На дно суколе́нца. Так яна́ ужо́ лэ́пая, лэ́пая, лэ́пала там, тады́ и зно́ў говоря́: «Го́споди, ну хоть бы ж ешчэ́ на дну с… тро́шку». Яно́ ешчэ́. Ну, и, говорю́, три разы́ ина́ сказа́ла, и на три́ разы́ яно́, е́тый, побо́лело. Чатвёртый раз ешчэ́ проси́ла, ка́бы ужо́ сто́ючэ. И́тти и жать. Так закрича́ли коты́ и соба́ки, замя́ўкали. Дак гово́рють, что кото́ў нам и соба́к ду́жо на́до, як сказа́ть… коти́ный мы яди́м хлеб, мы коти́ный. Коты́ чаго́ закрича́ли – что не доста́нуть ко́лоса. Як ужо́ ўстою́чку [стоя], дак от зямли́ не доста́нуть коты́, соба́ки ко́лоса, дак помру́ти с го́лоду. Мы да́ли б йим тады́ ужо́ смерть. И кота́м, и соба́кам. Что ня бу́дуть оны́ ко́лоса достува́ть. Ну, э́то так каза́ли. Дак то́ко три разки́, во доку́ль ячме́нь подня́ўся, жи́то, Бог ужо́ так созда́...здал, что сожне́шь ужо́ при таки́м те́мпи. А е́сли ужо́ вы́ше да встою́чку, что ты бу́дешь, идти́ и во так жать, во так, зна́чыть, говорю́ть, зага́ўкали соба́ки и замя́ўкали коты́, что отбира́еть жнея́, э́то ужо́ йи́хный хлеб у Бо́га. Ти Бог отбира́еть, ти у Бо́га, як так сказа́ть… Во е́то чу́ла, во е́то каза́ли. [Хлеб сначала был для котов и для собак?] И для люде́й. И для люде́й. А тады́ ужо́ ста́ў, ста́ли лю́ди, мол, отбира́ть у йих. [Не говорят, что поэтому нужно дать кусочек хлеба, когда испечёшь, дать котам и собакам?] Ну, тако́го ня чу́ла. Я то́ко диўлю́ся, чым… во тяпе́рь по телеви́зору, что… е́тые, коти́ные-соба́ки прию́ты пооткры́ты. Ду́маю: «Во́т, до кого́-то да Б… Бо́жже э́то ўладе́ние дохо́дя до люде́й, что ъткрыва́ють». И гляди́шь вот по телеви́зору, что ёсть лю́ди таки́е, что дны ко́шки у кварти́ри. И по две́сти, и по дваа\дцать. Даа, э́то я по телеви́зору ба́чыла, во годо́ў ско́ко… И яна́ одны́х кото́в е́тых и гляди́ть, а не, соба́к ён, чэлове́к гляди́ть. И пита́ние купля́ют, ёсть тако́е, по телеви́зору пока́зывали. Ну, дак ду́маю вот: «Бои́тся Бо́га, и ён де́лае прию́ты, чэ́ловек». Ёсть и приюю\ты да́же коти́ные, э́то по телеви́зору. И з… занима́ется им за свою́ пе́нсию, то ўла́сть выделя́я. И сохраня́ют соба́к и ко́шек. И кото́ў. Э́то по телеви́зору ужо́. Ду́маю, вот, ви́дно, бо́жеские лю́ди.