Год | 2014 |
Собиратели | НВП, ОФ |
Могилевская область |
Чериковский район |
Источник Брязгун |
Код | ЧЛИ |
Пол | f |
Год рождения | 1944 |
XXIIa 12 | Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего? |
XXIIa 19 | Какие известны святые места, места поклонения в окрестностях села? Какие культы/обряды с ними связан? Когда и зачем они совершаются? Попросите проводить вас к святыням. Изветны ли крыницы (источники), что делают? |
Богослужение, Большой-маленький, Вода, Вокруг, Время, Граница, Давать-брать, Деньги, Дерево, Дом, Жертва, Земля, Икона, Источник, Календарь, Колодец, Кража, Крест, Меморат, Молиться, Молодой-старый, Мужчина, Над-под, Народное православие, Новый-старый, Обет, Обход, Одежда, Освящение, Питье, Полотенце, Посуда, Праздники, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Ребенок, Свеча, Свеча (обряд), Святые, Святыни, Священник, Сосед, Старуха, Страх, Тело человека, Угол, Утварь, Ходить, Церковь, Чистый-грязный
ФА ВШЭ 11135
11135
[Разговор на источнике Брязгун во время обряда Свеча. 13.07 Приносят из д. Норки икону апп. Петра и Павла и наряженную в платьице свечу. Соб.: Когда икону привозят? В специальное время?] Ну, зна́ете, что… почти́ что… потому́ что ба́тюшка сёдня отпева́ет по́ст э́тый… вот двена́дцать, он ско́ро до́лжен прие́хать. [Он приедет сюда?] Да-да-да-да-да. Потому́ что… ой, каки́й-то пост-то? Не зна́ю то́же… забы́ла. [А хранится икона в одной семье должна?] Нет… Вот у Господарёвой Ни́ны Аки́мовны [ГНА], и я, Чепе́лина Любо́вь Ильи́нична. У нас уже́ ина́ где́-то годо́в восемна́дцать. Ра́ньше она́ ходи́ла по дере́вне – к вам, ко мне… так во, круго́м. А сейча́с то́лько у нас у дьву́х ина́. [То есть, никто не берёт сейчас?] Нем\а кому́ уже́. Дере́вня в Норка́х пуста́я. [Это в Норках?] Норки́, Норки́, да. И ина́, де́ти, называ́ется ико́на «Обро́к Норко́ў». Мы уже́, приме́рно, на посёлке то́лько на Норко́вском могли́ дать ея́. Бельга, Корма́, Кра́сный, Холодмя́, Городе́ц. А уже́ ў У́догу и на Коло́ду, ў Вереме́йки – мы не име́ем пра́ва. Она́ называ́ется «Обро́к Норко́ў». Старики́, пра́деды на́ши сде́лали тако́е, что ина́... во… [А почему купаться нельзя?] Где? [Кто-то в очереди говорил «пока нельзя»?] Ну, поку́ль ба́тюшка, мол, воду́ посве́тит. [Посвятить должен?] И сейча́с бу́дет… и ў вядре́... лить и ў крини́цу… под э́то… И пото́м, мол, мо́жно. [Нужно целиком окунаться?] Ну да. [Или ноги?] Почему́? [Соб. Я видел, там кто-то ноги моет.] Не но́ги мо́ют – э́то где вода́ течёт с крыни́цы. А во тут ў до́мику, там купе́ла. Вы не загля́дывали? [Соб. Заглядывали.] Ну, вот. Там больши́й таки́й круг, зна́чит, ле́сенка. И по ёй спуска́ются то́же туды́, сюды́... Кто ў бюстга́лтере, тру́сики… хто го́лый… хто як захо́чет. Хто ў ночну́шке купа́ется. На Голубо́й крыни́це, зна́чит… а пото́м ея́ вы́сушили, е́сли что яко́е, её надева́ют до́ма её, до́лго… Ина́... ну что́-то соде́ржит тако́е, что… ну вот, а то у нас было́... то́лько бра́ли во́ду. Купе́лу э́ту сё лето сде́лали, не было́ тако́го. Во. [А давно стали эту икону к крынице носить?] Мне се́мьдесят, я ешшё вот тако́й ма́ленькой бе́гала, деды́ мои́, пра́деда я не по́мню, а дед ў во́семьдесят помёр. И ўсе ж ходи́ли, руба́шку таку́ю дед наде́нет таку́ю вышива́нную. И ўсегда́ ўсе ходи́ли. Ну, а тады́ было́ тако́е, что… сеноко́с же луг, вы́пря.. Зна́чит, тека́ют, чтоб побы́ть на… […] Ра́ньше была́ из э́того… сейча́с ко́льца-то давно́ поста́вили, а то была́ деревя́нная. Загарну́ли.. ну, наш наро́д норко́ўский собра́лся и… откопа́л. Там на посёлке, на береге́ бы́ли… кры… коло́дец сде́лать, ины́... ну, его́ сейча́с уже́ год нема́... сосе́д у нас быў... Мужики́ ко́льца ты́и укати́ли. А сосе́д-то и ка́жет: «Ну бо́же ж мой, ў дворе́ быў, не ба́чиў, ка́ли хто ко́льца укра́л!» Привезли́ и поста́вили сюды́, на э́ту крыни́цу. [Заново сделали?] Да. Даўно́ уже́. Давны́м даўно́. Уже́ по мно́го годо́ў. А ра́ньше стару́шки приходи́ли… вот так че́рез лес у нас.. четы́ре кило́метры. Не е́та вот доро́га, а тут ещё вот така́я есть, ўниз там доро́га. Пяшко́м ходи́ли з ико́ной. И́ли ба́бки чи́стить… Сейча́с на верёвоцы, вядро́, набира́й. Оди́н стои́т, па́лочкой, что́бы вёдра… топи́лися. Всё вы́чистил, оди́н мужчи́на тады́ ўско́чит, там где преп… и что-то там, землю́ ли́шнюю… вы́чистит. Ну, а сейча́с насо́сами чи́стют. [А что за история, мы прочитали, что тракторист хотел как-то сдвинуть крыницу?..] Ну дак во, э́то же я ж вам расска́зывала. [Это вот это?] Яго́ да, заста́вили. Совхо́зник ора… э́того… уда́рника… И вот э́то… и поровне́й было́. И крини́цу… закопа́ли совсе́м с го́ркой. А наро́д собра́лся, же́нщины, мужчи́ны на́ши, норко́вские… Откопа́ли. И, говорю́, ко́льца э́ты с коло́дца укра́ли и поста́вили. Ну. А у одно́й женшчи́ны, ина́ уже́ то́же поко́йница, говори́т… мой муж… уже год ляжи́т… дак гово́рит: «Ну, Ники́форовна, собира́йся ў тюрьму. Начто́ укра́ла ко́льца? Бу́дешь туале́т сабе́ де́лать? Подры́ть…. Да… Ну мы сухари́ тебе́ бу́дем суши́ть». Ну, я говорю́, баб, ну семьдеся́т… Стои́т, ду́мает, мо́жет, и пра́вда заберу́т. А ина́ говори́т: «Не бо́йся, Ники́форовна, мы тебя́, - говори́т, - вы́ручим. Мы ж для де́ла взя́ли э́то». Я, говори́т, же… Во. Во як, и ту́та ина́ давно́. А во пло́щадь тут, де́ти, ина́... вот сто́лько годо́ў... Мне уже́ се́мьдесят, да никогда́ не зараста́ет. Круго́м лес, одна́ я́блоночка то́лько была́ тут на э́том. А так – ничего́ не зараста́ет, ни бярёъзы, ни ёлки, ни сосо́нки. И всё вот тако́е… чи́стенькая поля́на. [Так она и стоит, да?] Да-да-да, стои́т, и так уго́дники при…хо́дят сюда́... Пятра́ и Па́вла [это про икону]. [Сюда?] Ну, мы их приво́зим. Ра́ньше носи́ли, тепе́рь во́зим на маши́нах. Там до своего́ магази́на дойдём от мое́й ха́ты. А тады́, зна́чит, уже́ ў маши́ну се́ли и прие́хали. Ну, не пуска́ют маши́ны з э́того бо́ку. Мы миллиционе́рам ска́жем: «Мы з ико́ной» - «Ну, проезжа́йте». Сюды́ вот прое́хал… […] А вы са́ми отку́ль? [Соб. Из Москвы.] О, хорошо́, хло́пцы… Вы и на Голубо́й ка́ли крыни́це бы́ли? [Что?] На Голубо́й крыни́це были́? [Соб. Нет, а где это?] Сла́вгород. [Соб. Нет, там ещё не были.] Ну, дак вот, э́то бу́дет… бу́дет семна́дц… то есть, чаты́рнадцатого а́вгуста. Голуба́я крыни́ца. Вот с Че́рикова маши́на пошла́... и да́льше асфа́льт пошёл, и там тады́ по самому́ го́роду Сла́вгороду, и пря́мо к крыни́це. Там то́же э́то… купа́ются про́сто. Така́я ре́чка, больша́я купе́ль, и ина́... И, зна́чит, крыни́ца называ́ется уже́. А э́то вытека́ет, сюда́, ў Сож [река] ина́ вытека́ет. То́же, мно́го наро́ду. Ка́мень больши́й. Дак вот, е́сли не сейча́с, дак прие́дьте, як бу́дет. [Четырнадцатого августа?] Да, да, да, да. [Там тоже икону носят?] Нет, там специа́льно уже́... и отпева́ют ба́тюшки… там ины́ не но́сют… специа́льный до́мик таки́й во, и там ико́ны уже́, и ўсё ины́... Нема́. Э́то то́лько на́ши уго́дники, Пятра́ и Па́ўла. Э́ти ико́ны… [А когда повелось свечу носить?] Даўно́. [Тоже давно?] Даўно́. Я ж говорю́, мы старики́... де́ду во́семьдесят, и со́рок годо́ў же… и носи́ли ико́ну, и ўсё ту́та. Ну, вот ра́ньше ба́тюшек не было́, ну, зна́чит… ну, свои́ там отпева́ли, кто́-то каку́ю-то кни́жку там чита́ет, ўсё… А ина́, вода́ посвячёная це́лый год… [Стоит?] Да. Вот набира́ешь ў буты́лку и́ли в что́-нибудь. То́лько нельзя́ пить из ея́, налива́ть на́до. Ина́ бу́дет и три годы́ стоя́ть и да́же не по́ртиться. [А свечу наряжают?] Да, вот принясли́ з ю́боччками. И хлеб со све́чкою таки́й. Э́то всё к э́той уже́, к ико́не, во. [Она будет весь день стоять?] Почему́? Ба́тюшка отпее́т, до ча́су приме́рно. Ту́та начну́т, вот сейча́с вот… як ту́та, вы, мо́жет, ба́чите, там и́ли… Ла́зиют под ико́ну, загина́ться… [Соб. Да, сейчас шли.] Во-во-во, я говорю́, на ме́сто, на ме́сто… [А зачем лазят под иконой?] Ну, э́то называ́ется як обро́к, даю́т де́ньги… [Як оброк?] Да. Як обро́к уже́ ла́зиют все под э́ту… под ико́ну. И ма́леньких но́сют дяте́й, и… вси, зна́чит что… во. Ла́зют все под ико́ной, и де́ньги даю́т. И́ли на ико́ну, там материа́л и́ли полоте́нца яки́е, чтоб уже́... як обро́к, уже́ ве́шают на ико́ну на э́ту. [А детей носят, чтоб здоровы были?] Ну, да, да, чтоб Бог дава́л… уго́дники Пётр и П\авел чтоб дава́ли здоро́вье… ну, в о́бшшем, обря́д таки́й.