[Екатерина Митрофановна, а были ли раньше такие люди, которую читали Библию или старые книги?] Ну ра́нше – да, там ба́тька. У него́ была́ кни́жка вот така́я, то́лстая. Во там всё и опи́сывалось, что ра́нше. Вот. И ра́нше лю́ди зна́ли, что бу́дуть по не́бе лета́ть жале́зные пту́шки – уже́ ёсть э́то, самолёты. Ра́нше ж на ко́нях всю зе́млю обраба́тывали. Бу́дут по земле́ ходи́ть жале́зные маши́ны. Так яны́ ж трактора́! Так опис… опи́сывалось всё. Тады́ дед помёр – э́то тя́тин ба́тька – взя́ли ту́ю кни́жку. Ну тут у нас наста́вник жиў во, че́рез доро́гу. Ён уже́ помёр, и ха́ту прода́ли. Дак ту́ю кни́жку як взяў, дак чё, ён кому́ отда́ў ти что. Мы спра́шивали – гово́рить: «Не зна́ю, где де… де́лась та́я кни́жка». Так и пропа́ла. Там ешше́ опи́сывалося, что бу́дет – так оно́ всё и сушшеству́ет, вот. Лю́ди ра́нше зна́ли, бы́ли учёные.
[Может, рассказывал он, что наступит такой день, что люди будут искать друг друга и не найдут?] Всё там в кни́жке той…
[Приглашает собирателя сесть.] И в кни́жке всё бы́ло ска́зано в той, что яно́… И яно́ всё и сбыва́ется, что друг… Ба́тька сы́на бу́деть убива́ть, сын – ба́тьку. Так яно́ ж тяпе́рь уж так и ёсть Во. У
[нрзб.: топоним – 00:15:36,414] тут рабо́таў у нас Хлопцо́ў
[?] трактори́стом. Дак сын матку́ заби́ў. Пришёў вы́пивши: «Дава́й гро́ши». Яна́ говори́ть: «Нема́ у меня́ гро́шей». И заби́ў. И во по телеви́зору гляди́шь: то ба́тька сы́на забье́ть, то сын – ба́тьку. И тепе́рь его́… Яно́ всё, як ра́нше писа́лося. У тя́тиного ба́тьки была́ кни́жка вот така́я во. И всё… И так яно́ всё и сбыва́ется. Что по не́бе бу́дут пту́шки жале́зные лета́ть – самолёты. По зямле́ бу́дуть жале́зные ходи́ть як… як ко́ни – трактора́. Так что и ра́нше лю́ди гра́мотные бы́ли, опи́сывали.
[А вот расскажите еще, там было написано, как мир сотворился?] Что-то?
[Как мир сотворился, в этой книжке было написано?] Да.
[Как?] Ну что я уже́… я же ты́е кни́жки не…не по́мню уже, я ешше́ была ма́лая тада́.
[Потоп там был?] А тады́ Кондра́тенко Семён тут жиў, учи́тель – взяў ту́ю кни́жку. И кто-то у его́ взяў и ён забы́ўся и так и не ста́ло этой кни́жки. Там всё опи́сывалося, всё опи́сывалося.
[А про потоп-то не помните?] Я не зна́ю. Ну, я ешше́, мо́же, ма́лая была́.
[А говорили, что были первые люди и их звали Адам и Ева?] Ну, э́то говори́ли так, но я не зна́ю, что Ада́м и Е́ва. Что ра́ньше люде́й не бы́ло, а я́ны… Тако́й:
[изображает выдох] «Ффф» – дохну́ли и вот появи́лися… ста́ли появля́ться люди́.
[А кто они дыхнули?] Ну приме́рно Ада́м э́тый и Е́ва дыхну́ли. Ну вот у пра́здник. Вот так во: «Ффф». Ну, там уж появи́лися… ста́ли лю́ди появля́ться.
[От дыхания, да?] Да. А там кто его́ зна́ет.
[А в какой праздник?] Ну я.не… Де́ти, ну ты э́то уже́ всё по́мнишь. Мне уже́ во́семьдесят оди́н год, и ти э́то всё… Тепе́р уж, зна́ете, и па́мять теря́ется. Я во… я во э́той, гри́бом поболе́ла ле́тось осложне́ние двло́ на у́ши, ти́хо гово́рють – я не чу́ю. Так что…
[Может знаете, что раньше говорили, что ногти – это остаток твёрдой-твёрдой роговой кожи, которая была у людей?] Не зна́ю, это я не по́мню.
[Не говорили такого?] Ну, кто, мо́же, и говори́ли, но э́то я уж не по́мню. Кто его́ зна́еть, э́то уже́ ско́лько годо́в.
[А вот про Иисуса, не слышали, что когда его распинали, какая-то мушка села вместо гвоздя, и поэтому его не убили до конца?] А я уже забы́ла. Чё-то, мо́же, и слы́шала. Ну, всё… И па́мять тепе́рь теря́ется, всё тепе́рь…
[А было время, когда Господь по земле ходил?] Ну, гово́рють, что Бог ходи́ў по зя́мле, а ти ходи́ў он, ти не – хто его зна́еть.
[… – Рассказывает про пропавшую сестру.] [А почему Он ходил? Вот ходил Бог по земле, а один мужик заграду строил – не слышали?] Кто его зна́ет. Ну говорю́ же, ра́ньше – ну, я уже́ это не зна́ю, но гово́рють – что урожа́й бу́ў пря́мо ти жи́то – ра́ньше ж серпа́ми, э́то тепе́рь тра́ктор. А то ж серпа́ми жа́ли. Из ни́за ко́лос во, и до ве́рха во так во ён расте́ть, таки́й ячме́нь се́яли – вы́растеть. Серпо́м на́до сгина́ться жа́ть. Кото́рая же́ншшина в положе́нии, коне́чно, тяжёло сгина́ться жа́ть. Это тяпе́рь тра… трактора́. Дак яна́ гово́рить: «Го́споди моя́! На что э́то таки́й ко́лос? Ну, неха́й бы ужо́ хоть тро́ху повы́ше быў, хоть бы нам ле́гче бы́ло жать». Бог почу́ў, что яны́ так говорю́ть. Ду́нуў, ду́нуў так: «Фф»
[изображает выдох]. Во что коле́нцы ти в жи́те, ти як
[нрзб. – 00:20:27,079], ну, то друго́е. Яны́
[нрзб.] – колос стаў ме́ньше. А тады́ ешше́ гово́рють: «А ешшё каб тро́шку вы́ше, Го́споди моя! Бог, поможи́ ты нам, каб нам ле́гче бы́ло. Сде́лай так, коб шше́ ко́лос вы́ше». И он ешше́ раз смаргану́ў. А тады́, як смаргану́ў, и ко́лос весь зерно́ сошшипа́ў, го́лое оста́лося э́то… А ко́шки и соба́ки – э́то мы живе́м коши́ным хле́бом и соба́ччим – як завы́ли! Почу́ли э́то – як завы́ли, что «аж мы уж помрём, не е́ўши». Ну так э́то во… Вот тады́ Бог уже́ дуну́ў друго́й колосо́к – и в жи́те при́няў таки́й, с ячме́нем – хоть я… хоть яко́й… поса́дки. Вот мы-то е́тым и живём тепе́рь – коши́ной до́лей и соба́ччей.
[Коши́ной и собачьей, да?] Да.
[А что Бог сделал во второй раз? Тоже дунул так?] Так дуну́ў, да. Колосо́к стаў ма́лый и он все вре́мя… Тепе́рь таки́е ко́лосы ёсть. Ти в жи́те, ти с ячмене́м,хоть у… ти гре́чек, хоть у чём. Во як. Вот. Вот таки́е дела́. Это те… тепе́рь трактора́, як… А ра́ньше всё ж рука́ми жа́ли, траву́ ко́сами коси́ли мужики́.
[А говорили, что раньше бусел раньше человеком был?] Не зна́ю. Э́того не зна́ю. Бу́сёў у нас всё вре́мя тамо во, як в конце́, на сосне́ – всё вре́мя веде́тся. И ён э́тый… Ма́лые ёсть, выраста́ють. Ему́ гнездо́ там, жильё сде́лали тады́. Ну, э́то ж тяпе́рь, э́то ж тяпе́рь нема́ нико́го, люде́й же бы́ло мно́го, дак поста́вили ле́стницу, внесли́ ста́рый като́к без колёс, постла́ли, и он всё вре́мя во и веде́ться. Во.