[Раньше, говорят, Купалье было?] Ну э́то ж во о́зеро бы́ло ра́ньше большо́е, о́зеро вот я ешше по́мню уже́, о́зеро. Ме́льница была́, моло́ли зерно́ внизу́. Да. А тады́ як-то о́зеро это, я не зна́ю, прорва́ло, стекло́. Тады́, як Свири́д быў уже э́тым, нача́льником ту́та, дак были́… Ну, зацементи́ровали бы и запру́дили о́зеро, а тады́ опя́ть прорва́ло, и бо́льше нет. Тепе́рь то́лько… тепе́рь тут шалёк небольшо́й, и всё. А тут бы́ло о́зеро большо́е!
[Я имею в виду, был ли какой-то праздник летом, когда в жито ходили?] Ну в жи́то – э́то вянки́ тады́ вили́, ну собира́лись же тады́, люде́й мно́го. Ну пра́здник же справля́ли: выпива́ли, закусы́вали, гармо́шки бы́ли, танцева́ли
[А катки жгли?] [КЕМ переспрашивает] [Костры жгли большие?] И костры́ зажига́ли. Всё, а тяпе́рь вот зима́, ничо́го нема́.
[А когда костры жгли?] Ну что, ну э́то ж давно́ всё это́, я ж ешшё ма… мала́я, наве́рное, была́. Во, як.
[А летом, это в какое время?] Ну лет… ну, як? Весно́й, во як, это… вясну́ гука́ють, да. Пра́здник э́тот справля́ли. Ну, ра́ньше, як колхо́з быў, дак тады́ ж яка́я гори́лка гро́шей же не получа́ли. Рабо́таешь, а гро́шей не́ту. А тады́ к ново́му го́ду хле́ба там ужо́, зе́рна тампо две́сти, як уже хоро́ший урожа́й, дак там по три́ста грамм даду́ть. На тру… на… на трудоде́нь, на свой счёт трудоде́нь рабо́таешь, трудоде́нь запи́шуть. А гро́шей не́коли не было́
[А может пели такие песни ребята и девочки, когда в жито бегали: «не гоняйте кошек в поле»] Ну, кто его́ зна́еть. Было́… Потому́ что всё де́лали ра́ньше ста́рые лю́ди, всё… И в пра́здник никто́ ничего́ не де́лаў. А тепе́рь не глядя́т, ти пра́здник, ти больши́й пра́здник, ти воскресе́нье. Сяку́ть и горо́дють, и всё. Так ёно… Гро́зы! Бы́ў ешше́ ве́тр, так э́то ве́чером… Вот ко́жный день ве́тер, як самолёт, гуди́ть. Ра́ньше так не было́.
[Не было́?] Не-не. Коли ветеро́к ста́нет небольши́й и побу́дет ён часа́ два-три. И всё. А тепе́рь бушу́ет ве́тер. Пря́мо гляди́шь, чтоб кры́шу не знесе́ть.
[А что будет, если в праздник работать?] Потому́ что в пра́здники нельзя́ рабо́тать.
[Почему?] Потому́ что пра́здник! Бог даў таки́е пра́здники, не должны́ рабо́тать. Вот неде́лю рабо́тай приме́рно вот, воскресе́нье – не рабо́тай. Ёсть, ну, вся́кие пра́здники. В таки́е дни де́лай, что на́до. Хо́чешь, городи́, хо́чешь, секи́, хо́чешь… ну что хо́чешь: хо́чешь – ший, хо́чешь – стира́й. Говорю́, в пра́здники не должно́ ничо́го… Ужо́ пра́здник прише́ў, должны́ лю́ди отдыха́ть. Вот.
[Но были случаи, что люди работали в праздник?] А тепе́рь не глядя́т, ти пра́здник, ти не пра́здник. Рабо́тают всё. Так ёно́…
[А раньше Бог как наказывал тех, кто работает в праздник?] Это грех называ́лся, бу́дет нака́зан челове́к, если… Я рабо́таю в пра́здник – что-то у мене, в моей семье́, слу́чится плохо́е.
[Чего?] Потому́ что в пра́здник рабо́тала.
[Заболеют?] Заболе́ет, да. И мо́жет, ти́па, як ма́лые дети, поме́рть.
[А не говорили, что если баба в праздник стирает…] Стира́ть – тады́ ру́ки, гово́рють, вот так вот клю́ком вста́нуть, е́сли она́ в пра… в пра́здник стира́еть, Бог её так… так нака́зуеть, что во: тады́ рука́ми ничего́ не мо́жешь в воде́ стира́ть. Согну́тся ру́ки – як… як что ты мо́жешь сде́лать?
[А если мужик на Пасху дрова колет?] Ну на Па́сху ко́лет дрова́, его то́же Бог нака́зуеть. Заболе́еть, и в больни́це бу́дет лежа́ть, и лека́рство бу́дут дава́ть, всё равно́ умрёть. Пото́м скажу́: на́ша ж крыни́ца давно́, ешшё з ве́ку вяко́в, ешше́ ж я не по́мню, крыни́ца. Так. Ну тады́, коне́чно, было́… Прика́з, чтоб крыни́цу э́ту…
[Закопать?] Чтоб зверну́ли тра́ктором. В Норка́х жило́ мно́го люде́й трактори́стов. Никто́ не согласи́ўся. А Лёня Чайко́, сосе́дский мужи́к, согласи́лся, зверну́ў э́ту крыни́цу тра́ктором. Он трактори́стом рабо́таў. Так. Наве́рное, дни четы́ре прошло́ – заболе́ў. И в Че́рикове лежа́ў Чайко́, и в Могилёв отпра́вили, опера́цию сде́лали. И… И помёр. Раз… И помёр. И никто́ не вы́лечиў.
[Так быстро?] Бы́стро. И вот, и вот, гово́рют, что… все тады́ лю́ди гово́рють, вот это его́ Бог наказа́ў, потому́ что он боже́ственную крыни́цу заверну́ў тра́ктором. Вот его́ Бог наказа́ў. И молоды́й быў мужчи́на, таки́х… Вот по́мер! Так что в пра́здник… Я, дак уже́, во ско́лько уже́… бы́ло на фе́рме рабо́тала, и стира́ть на́до ж, да, и де́ти бы́ли малы́е, но я в пра́здник никогда́. В ночь приду́ с фе́рмы, бу́ду в но́чь стира́ть, там что де́лать, ти в огоро́де, аужо́ в пра́здник ничо́го, я говорю́, тако́го не де́лала. А всё равно́ вот Бог наказа́л: се́рдце больно́е, желу́док больны́й, всё равно́. И, ка́жется, ничего́ тако́го в пра́здники не де́лали. Не знаю.
[А это в какие праздники? В большие?] И в воскресе́нье нельзя́ ничего́ де́лать. И в пра́здники же. Ну, и Варва́ра быва́ет, и Мико́ла, и вся́кие пра́здники быва́ють. Не́льзя в пра́здники ничо́го де́лать.
[Далее рассказывает про запреты для беременных.]