Характеристики текста
Год2014
СобирателиОВБ
Место сбора данных
Могилевская область
Чериковский район
Удога
Информанты
Данные об инф.
КодИТВ
Полf
Год рождения1938
Место рождения
Могилевская область
Чериков
Опросник
XXVII 20 а Когда будет конец света? Каковы признаки его приближения? Как будет происходить Страшный Суд?
XXVII 20 в Кто рассказывает о конце света (староверы, странники, божьи люди)?
XXVII 1 а Что такое Библия, на каком языке, кем и когда она написана, из каких частей состоит?
XXVII 20 б Кто такой Антихрист? Когда он появится? Откуда и по чьему действию (сатаны)?
Ключевые слова
Ангел, Библия, Бог, Богородица, Вера, Война, Время, Грешник-праведник, Дьявол, Еда, Знак-знамение, Икона, Кладбище, Книга, Конец света, Крест, Лестница, Мать, Меморат, Могила, Молиться, Народное православие, Огонь, Печь, Пища, Предки, Прорицание, Пространство, Птицы, Родство, Свой-чужой, Святые, Святыни, Страшный суд, Тайно, Устная история, Хороший-плохой, Христос
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11311
11311
[Ранее рассказывала, что папа воевал на речке Вазузе, после войны хотел отвести туда маму и показать, но у нее было пять маленьких детей.] Пя́теро дете́й. Двое неро́дных и три ро́дных, а всё ж погоре́ло. И ма́ме… всих же земля́... по́сле ж… тады́... да́ли зямли́, а ма́ме не да́ли ни клочо́чка зямли́, ни гра́ммочка. Пя́теро дяте́й, ха́ты нема́, по́пеў, вы́копали земля́ночку, в земле́ там жили́. И не да́ли зямли́ ничо́гонько нема́. Ма́ма говори́т: «Де́точки, моли́тесь, Госпо́дь нас не оста́вит, проживём. И рви́те вы э́тый клевяро́к, во, бе́ленький ён… ра́стеть ши́шечки, и рви́те». Нава́рим, напячём. «Крапи́ўки рви́те». А тады́ ж не зна́ли, что крапи́ва ж ина́ и поле́зна. Мо́же да́же и спасла́ нас. Мо́же… во и жи́ли… [Мама была набожная?] Ну як на́божная… Ра́ньше церкве́й не было́ ж, не было́ у нас тут ублизи́ церкве́й. [Какого года была мама?] Ма́ма с чаты́рнадцатого го́да. Но ина́ всё равно́ ка́ждый пра́здник… «Де́точки, станови́тесь на коле́ни, бу́дем моли́ться Бо́жку, чтоб Госпо́дь…» [Были иконы дома?] Ико́ны были́. [Партийный папа не возражал?] Нуу... то́е вре́мя, мо́же, и не зна́ю, но ико́ны были́. А мой мужи́к… мужи́к быў в па́ртии, тый возражал… Проверя́ть ходи́ли… «Что ты хо́чэшь мене́?!» Так я взяла да у спа́льню… занесла́, у меня́ сейча́с мно́го ико́н. [Мама рассказывала что-то из Библии?] Не чита́ли, а то́лько у мяне́ тётка, ро́дная, па́пкина, не ма́мина, а па́пкина, была́... ну, мо́жно сказа́ть, мо́же, и яе́ пре́дки яки́е… из мо́лодости, с де́тства, но бапти́сты. Бапти́стка. Так ина́ чита́ла кни́ги, а ма́ма ня уме́ла чита́ть, ма́ма не «а», не «о» не знала, не ходи́ла в шко́лу, оста́лась без ба́тьки то́же ма́ленькая в во́семь лет. И на́до ж было́ ткать, прясть, и с плу́гом, и с хомуто́м, но зато́ была́ работя́_шшая. Дак ина́ чита́ла кни́ги ёй и гово́рить: «А́нна, вот, мо́жеть, мяне́ ня бу́деть ужо́, а ты пото́м меня́ вспо́мнишь, - дак сейча́с и вспомина́ють мою́ тётку, - перехреста́ются города́ и сёла метали́чэскими ли́ниями… поразорву́тся стёжки, доро́жки вековы́е, и всё бу́деть из наро́да ма́ло. Полетя́ть желе́зныя пти́цы». А ўсе говоря́т: «Ну э́то ж на́до… так зачыта́лась Ага́пья, что уже́ жале́зные пти́цы бу́дуть… полетя́ть. И ужо́ города́ и сёла металли́чэскими перехреста́ются…» А́жно ж во, провода́... Писа́лось и е́то… э́то ж коли́ ишчё, до войны́ она́ всё чита́ла ма́ме э́то и расска́зывала. Ну и вот… А як поляте́ли самолёты, гово́рют: «Ой, Ага́пьины пти́цы поляте́ли…» Як по… провели́ э́то… «Ой, перехреста́ли… и дяре́вню и всё. Э́то всё Ага́пья, отку́ль ина́ зна́ла, а мы ли яё смея́лися». А все смея́лись тады́, что ина́ зачита́лася… [Что она читала?] Ну, наве́рно, у яе́ бы́ли яки́е Би́блии, ти что, ина́ бапти́стка. Дак бы́ли же яки́е-то кни́ги. [У них какие-то другие книги?] Ну такие, но то́лько яны́ ве́рють по-сво́ему. У йих таки́е там… и во гово́рют: «Бапти́сты, тя́_нуть…» И там… ну, прино́сють же… Ско́лько яны́ жили́ ў Могилёве во, и яе́ все де́ти бы́ли, одна́ то́лько, не… в мага́зине рабо́тала, за вое́нного за́муж вы́шла, а так все ве́рили, и яны́ никогда́ нас… не е́то… [Не агитировали?] Не тяну́ли, не тяну́ли в свою́ ве́ру. И я похорони́ли тут, ина́ ро́дом из Ву́доги, на во е́том кла́дбище, э́то во кла́дбише, похоронили. [См. фото могилы Udoga_Baptisty-1, Udoga_Baptisty-2, Udoga_Baptisty-3.] И приезжа́ў из Могилёва са́мый глав\ный и́хный ужо́... бапти́стов во всём…во́бласти. Ну и на́ши задава́ли вопро́с лю́ди, что яка́я ве́ра… «Справедли́ва ли ти ва́ша, ти на́ша, ну у вас же друга́я ве́ра». А ён гово́рить: «Ни в одно́й кни́ге не напи́сано, де справедли́вая ве́ра. На́до ве́рить в Иису́са Христа́ и Го́спода Бо́га, ве́рить душо́й и се́рдцем, и знать, что ёсть Госпо́дь, а ниде́ не напи́сано, яка́я ве́ра справедли́вая, ка́ждая ве́ра своя́, и ка́ждый ве́рить по сво́ему». [У них есть иконы?] У йих нема́, яны́ не… и не хре́стются, яны́ не хре́стются. И тут во похоро́нена ужо́ тётка и яё до́чка, я уже́ як хожу́ на кла́дбище, так… «О́тче» прочита́ю, но не хрешу́сь. Яны́ не хре́стются, у йих нема́ ико́н, у йих таки́е деревя́нные… як… ну… як сказа́ть, ну, таки́е… як пли́точки деревя́нные… и у йих напи́саны… такие во… «Блаже́н чэлове́к, прожива́юший… Го́споди…» Ну вот та́кие, як яны́ называ́ются и́хные… Як у нас ужо́... е́тыя… за́поведи Бо́жие, а у йих тож свои́... Дак понапи́саны на э́тых до́шшэчках, и э́тыя до́шэчки висе́ли. А ико́н нема́. [На могиле ей крест не поставили?] Хреста́ нема́, па́мятнички, но такие во як… у като́ликоў... ни́зенькие. Вот таки́е па́мятнички. Ну и… и и́хные портре́тики там. [На кладбище все православные и только одна баптистка?] Угу́. А так всё на… тут… ме́стные… [Католиков тут не было?] Не, не было́, не, не. Э́то в Чэ́рикове там… католи́чэское… [В Черикове был костел, да?] Да, там… это там… на Кра́сном Бе́регу, ли Ву́дожки ли ряки́, и там же их мно́го полягло́, там и кла́дбище. [В Черикове есть католическое кладбище? Или там общее?] Ну, там о́бшее, там… и отде́льно им, но а там о́бшее. [Т.е. на общем кладбище их участок?] Есть… и като́лики ёсть. [Далее рассказывает про евреев. – См. XXIa-16 б. Еще рассказывает про Всемирный потоп. – См. XXVII-6 б, а. Через некоторое время возвращаемся к этому разговору.] [Тетка не говорила, что потопа больше не будет после Ноя?] Ну, вро́де что пото́па ня бу́деть, а бу́деть о́гненное… о́гненное… [Что будет огненное?] Ну, зе́мля мо́жеть… як сказа́ть… ну, исче́знуть… о́гненная. [Т.е. не в воде, а в огне?] О́гненна… угу́. Яны́ приезжа́ли на Брязгу́н [святой источник недалеко от д. Норки, где 13.07 совершается большой молебен], то́же приезжа́ли, чита́ли там кни́гу свою́ и чита́ли там… [Кто?] Ну, бапти́сты. Яны́ и к нам приезжа́ли у клуб, и тут нам… [И на Брязгуне они были?] И на Брязгуне́ были́, и чита́ли там таку́ю кни́гу, и там напи́сано. Бу́деть така́я о́гненная печь, из яе́ бу́деть выходи́ть няви́димый дым, кото́рый си́льно-си́льно бу́деть влия́ть на людей. Поку́ль не случи́лось ава́рия Чэрно́быльская, не зна́ли, но печь… "А яка́я ж печь? И яки́й же дым таки́й вре́дить?" – гърит. Поку́ль не случи́лась Чэрно́быльская ава́рия, мы не могли́ объясни́ть е́то писа́ние. А когда́ произойшла́ Чэрно́быльская ава́рия, мы тепе́рь мо́жем объсни́ть, про яку́ю печь писа́ли проро́ки. Проро́ки писа́ли про яку́ю печь. Про Чэрно́быль. Ужо́ тады́, за две ты́сячи леет зна́ли проро́ки, что бу́деть тако́е на земле́. [И баптисты это читали?] Яны́ зачы́тывали с кни́ги, что бу́деть печь – е́то про е́то зачы́тывали, и тады́ что́-то ешчэ́, две ве́шчы зачы́тывали… [А что еще?] Забы́ла… успо́мню коли́-нибудь, ёно́ так во… пря́мо як подключа́ется в мозгу́... [… - через некоторое время возвращаемся к этому разговору.] [Когда баптисты рассказывали про последние времена, не говорили, что в небе взойдет какая-то звезда?] Дак во, мо́же, яны́... не могу́, я ж вам говорю́ про печь про е́ту… и ишчэ про что́-то, мо́жа да́йже и про звязду́ разгова́ривали. Ну… ти объясни́ли яны́ нам, ти ишэ́ сказа́ли, что «пока́ не свярши́тся, не объясни́м», не по́мню, про что. Друго́е не по́мню. [Соб.: Говорят про какую-то черную быль…] Про е́то не говори́ли, про чёрную быль не говори́ли. То́лько про печь, во, про е́ту, но не могли́ сра́зу объясни́ть, что та́кое, а тады́ ужо́, когда́ случи́лось, то вот про каку́ю печь предви́дели проро́ки, что бу́деть. [Не рассказывали про Антихриста?] Не, не говори́ли. [Что в конце времен такой придет?] Не говори́ли. Ну так э́то пи́шется да́йже же во у кни́гах, у боже́ственных, что «бу́дуть лю́ди подстра́иваться и говоря́ть, что Иису́с Христо́с, не ве́рьте, э́то лже…» Да, пи́шется ж да́же у кни́гах е́то. Ну, мо́же про е́то… [Т.е. он придет и скажет, что он Христос?] Да, Иису́с Христо́с на зе́млю зайшёў, а е́то не ён, э́то лже… У кни́гах да́же пи́шется. [Это кто? Тот, который Богу противится?] Ну… мо́же, мо́же, да́йже и е́тый Анти́христ, мо́же, да. Госпо́... Госпо́дь, когда́ Иису́с бу́деть вторы́й раз на зе́млю сходи́ть, то уба́чуть то́лько пра́ведныя, хто досто́ин уба́чить. Ён як зайшёў на… на не́бо, таки́м ви́дом бу́деть и на зе́млю сходи́ть. Ён бу́деть сходи́ть в ви́де Христа́. А́нгелы ж пришли́, Иису́са Христа́ забра́ли на небеса́, на зе́млю, и ле́стница ж… [Что?] Ма́терь Бо́жжа, Иису́с Христо́с, э́то связь – ле́стница, от зямли́ до не́ба, чэ́рез Иису́са Христа́. [Т.е. он сам как лестница?] Даа, Иису́с Христо́с як ле́стница, э́то связь зямли́ и с не́бом, с Го́сподом Бо́гом, Отцо́м, ну а ён Сын. Ну дак на хрясте́, и бу́дут то́лько досто́йные ви́деть, а недосто́йные не ви́дють, як он бу́дет сходи́ть други́й раз. Ну пи́шется, что ён други́й раз при́дет на зе́млю не… не для того́, чтоб исчэ́зло, а для того́, чтоб очы́стить, чтоб лю́ди ста́ли ве́ровать в Иису́са Христа́. Что действи́тельно ён роди́ўся и что ёсть таки́й, и что же и тут на зямле́, и что на небеса́х… [Так это только будет?] Ну да… [В каком месте он сойдет, неизвестно?] Неизве́стно. Ну, мо́же, там, в Изра́иле… отку́ль подня́ўся на небеса́, мо́же, туда́ и… со́йдеть, у ту́ю святы́ню. [Говорили, что конец света будет?] Яны́ не говори́ли, так во, як я́сно… ма́ги е́тыя ти хто, что коне́ц све́та то у том году́, яны́ не говори́ли, нихто́ не зна́еть кро́ме Го́спода Бо́га. [Писалось где-то, что будет конец света? Или свет будет вечно существовать?] Е́то… бу́деть… [… - отвлекается на соседку.]