Характеристики текста
Год2014
СобирателиАБМ, ОФ, СНА
Место сбора данных
Могилевская область
Чериковский район
Колода
Информанты
Данные об инф.
КодКНМ
Полf
Год рождения1934
Место рождения
Опросник
XXa 18 доп
Ключевые слова
Ангел, Бог, Богородица, Болезнь, Весна, Вино, Водка, Воск, Время, Демонология, Знахарь, Имя, Календарь, Кладбище, Крест, Кулич, Медицина, Народное православие, Одежда, Пасха, Питье, Пища, Пространство, Пьянство, Святые, Тайно, Три, Хлеб, Хлеб ритуальный, Христос, Черт, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11430
11430
[Листает тетрадь с заговорами.] Ну, от ка… от каго́ли… э́тым, алкоголи́зм э́то, каб йих пра́нцы [бран.], и на горе́лку нагова́ри[ва]ешь и на всё нагова́ри[ва]ешь, и з… во, а э́то, алкоголи́з э́тый. [См. KNM_Koloda-08; KNM_Koloda-09.] «Заря́-зарни́ца, кра́сная дяви́ца, сама́ мать и цари́ца. Све́тит ме́сяц я́сный, зьвёзды, возьми́тя у меня́, и́мя, бессо́нницу, бездремо́тницу, полуно́чницу, среди́ но́чи приди́тя ко мне, хоть кра́сную дяви́цою, хоть ма́терью-цари́цою, и сложи́те с меня́ и с… и отвяди́тя, и́мя, от меня́ окая́нную си́лу и да́йте Спа́сову руку́, Богоро́дицы замо́к. Так, а́нгел мой, арха́нгел мой, сохрани́ душу́ мою́, скрепи́ се́рдце моё, вра́г-сатана́, откажи́сь от меня́, и́мя, кресто́м крешчу́сь, кресто́м лука́вого отгоня́ю, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свято́го Ду́ха. Ами́н. Ами́н. Ами́н». [Далее читает:] «Что́бы пью́шший укуси́л воск, на… наговори́тя на воск и заше́йтя у яго́ оде́жду и нико́му ничего́ не говори́те». Ну что, даю́ во́ску, уку́сит три ра́за воск ён, тады́ на е́тый, ну, кусо́чки таки́е… [Он должен знать, что его лечат?] Ён не зна́ет ничёго. [Как же он будет кусать воск?] «Каб зу́бы ня боле́ли, укуси́ воск!» Уку́сить, раз, [нрзб. – 02:40:18,206]. [Усмехается.] А я тады́ пойду́, и во е́тый загово́р, наговорю́ на э́тый воск, так, а тады́ жёнке отда́м, ён э́того не зна́ет, ня ве́дает. «Пошёў! Бо́льше ты мне не на́до, зу́бы ня бу́дут боля́ть…» [Усмехается.] А жёнка тады́ тихо́нько, каб никто́ не знал, не ве́дал, ина́ тады́ во, а… э́то, де́жда, де но́сить, ина́ тады́, ру́бчик, и так во, де под ру́бчик, ку́ртку, штаны́, заши́еть э́то всё, и стира́ть, ина́ стира́еть, и ён надее́ть, и када́ ён ста́неть э́ту оде́жду носи́ть, ён уже́ во́дку не пьеть. Вот, вот так. Холе́ра на йих, и спаса́ю, и яны́ не зна́ють, и ниде́ ния́к. ОО, каб ён узна́л, ён же век не укуси́л е́того во́ску никада́, у жи́зни, сказа́л «пошла́ к чёрту». Во. [Откуда воск берете?] Ну воск, пчёлы же у кого́, дак… которы́й принясе́ть таку́ю большу́ю, дак я тро́шку и сабе́ отломлю́, наговорю́... [Усмехается.] Ище́ во як, ну э́то зна́ете… [Листает тетрадь с заговорами.] Так, от любви к хмельно́му. Ре́жут на Па́сху ку́лич на двена́дцать часте́й, на двена́дцать моги́лок кладу́ть поко́йнику и с таки́м и́менем, яки́й ён. Там, Никола́й и́ли Ива́н. И тады́ при́деть ина́, кусо́чек при́... э́то… на двена́дцать, кусо́чек принясе́ть, покла́няется э́той моги́лке, перякре́стится и гово́рит… То́ко и с таки́м и́менем, яко́е у яго́ и́мя. [Далее читает.] «Люби́тель, так, вы́пить… ну, вся́кий раз кла́няются моги́лке и говори́ть: “Христо́с воскре́с, ты, поко́йник, не встаёшь, вина́ не пьёшь, так, и по ве́ку не встава́й и вина́ не пей и ра́бу, и́мя, кому́ нагова́риваешь, пить не дава́й. Во имя Отца́ и Сы́на и Свято́го Ду́ха. Ами́н. Ами́н. Ами́н”». Ну дак э́то, зна́ете что, э́то де́лают на Па́ску. Ну а е́си во так во кото́рый ба́чит, ну, на Па́ску ж то́же на кла́дбище хо́дють, ну, а кото́рые и уба́чат, дак ска́жуть: «Во, воро́жуть». Дак, так, гово́рить, спро́бовали ба́бы. Говори́т: «Наме́тим уже́ э́тых двена́дцать моги́лок, и, - говори́т, - во так вот тады́ уже́ ста́нем, и, - говори́т, ка́жется, никого́ на кла́дбишше нема́, туды́-сюды́ – отку́да яны́ явля́ются. “А чаго́ э́то вы? А чаго́ э́то вы хо́дите?” Вот так то́же». [Вы сказали, что на двенадцать могилок?] Да. [нужно двенадцать могилок с таким именем?] Да, на двена́дцать. [На одном кладбище или на разных?] На одно́_м, на одно́м кла́дбишше. [И на каждую могилку надо по кусочку кулича?] И положи́ла и пошла́. И положи́ла и пошла́. И положи́ла и пошла́. «И, - говори́т, - ка́жется, никого́ не было́, и уже́ де́-то подхо́дим к концу́ и оди́н зво́нить [? – 02:43:20,186]: “А чаго́ э́то вы тут? А что э́то вам?”». Ну ужо́ постоя́ла мо́лча да и, говори́т, отойшла́, дак нет, на́до ещё и пога́ўкать. Ёсть уся́кия лю́ди. [На каждой могилке нужно положить?] Тады́ ён ужо́ ж не… ня бу́деть пить. Во, уся́к де́лають, и так, и так, и ужо́, Го́споди, от е́тоя пья́нки и ужо́ так, е́тый во, наговори́шь да́же на буты́лку, чтоб поно́с яго́ прорва́л. Так ён вы́пьеть… Говори́ть и поста́вил, гъвърю́: «Поста́вь уже́ э́того вина́, каб ён ужо́ отчыниў, бачыў». И узя́... во́зьмем, откры́ем и е́тый… наллём у кру́жку яку́ю, нагово́рим, а тады́ туды́ и закры́ем и про́бкою закры́ем, да. А тады́: «Хм, А́нька… А́нька, Ма́нька, слу́хай, а ча́го э́то у тебя́ горе́лка? Хоте́л вы́пить да и, - говори́ть, - перебуторя́ў [перелить, взболтать] кто́-то». – «АА, ну и чёрт тябе́ бери́, да́й-ка я вы́пью». [Усмеха́ется.] Возьмёт, налье́т да вы́пить. Э́то ж, ну, як ты яму́ скажи́, так… Тады́ говори́т: «Зна́ешь что, яка́я-то горе́лка, чёрт яе́ зна́ет, я… яка́я ж то така́я, что поно́с меня́ так ужо́ прихвати́л, что неизве́стно як». – «А, каб тябе́ пра́нцы…» Ина́ молчи́ть, гърит: «Чаго́ э́то так? Я вы́пила, мяне – не, а тябе́...» [Усмехается.] Усяк де́лають, ой… Ай-яй-яй-яй