Характеристики текста
Год2022
СобирателиАСК, ЮМА
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль-Октябрьский
Информанты
Данные об инф.
КодКЛГ
Полf
Год рождения1951
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
XXIIa 14 а Кто такие староверы, чем они отличаются от других? Как они жили? Как называют нестароверов? Разрешали ли они носить кольца и бусы, курить, есть и пить из их посуды?
XXIIa 14 в Протестантство и новые религиозные течения: есть ли в селе общины, если да, то что про них рассказывают?
XXIIa 15 г Христиане ли католики, протестанты, староверы, евреи и др.? Верят ли они в того же Бога?
Ключевые слова
Богородица, Вера, Запреты, Народное православие, Свой-чужой, Сектанты, Старообрядцы
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11481
11481
[А чем староверы отличаются от других?] Ну старове́ры, они́ же [задумывается] не признаю́т ничего́ и… Сейча́с, коне́чно… Вот не та… не так давно́ по телеви́зору пока́зывали и́хний скит, ну дере́вня, дере́вня. [Это скит называется?] Ну, скито́м они́ з… скит, да, где они́ одни́ – э́то скит. Вот одни́ старове́ры, они́ живу́т свои́м скито́м, вот. А сейча́с дере́вни уже́ и у них уже́, смотрю́ – и мотоци́клы, и анте́нны стоя́т, а ра́ньше же нельзя́ было́ ни телеви́зор, никако́й тебе́ те́хники, то́лько ло́шадь, там живо́тные други́е и всё. [Именно староверы?] Старове́ры. Есь они́. [А они запрещали носить украшения?] Коне́чно. У них была́ гру́бая оде́жда, они́ же э́то всё де́лали са́ми: тка́ли са́ми, всё. Ну сейча́с, мне ка́жется, уже́ нет. Есть старове́ры, коне́чно, старове́ры, но они́ уже́ в на́шем христиа́нстве, в правосла́вии они́ уже́ ка́к бы… в… вжили́сь в на́шу жизнь в о́бщую, а ра́ньше-то они́ бы́ли ой-ой-о́й. [А про скрытников говорили?] [Отрицает.] [А про сектантов слышали?] Секта́нты они́ и щас есть везде́: бапти́сты, Ие́говы. [Баптисты – сектанты?] Бапти́сты, коне́чно, – секта́нты. [А что про них говорят?] Ну… Бапти́сты вот и́менно, они́ ма́ло чем от нас отлича́ются. Еди́нственно – они́ не признаю́т Пресвяту́ю Богоро́дицу. Они́ признаю́т то́лько Иису́са Христа́ и Бо́га Отца́. Вот… [А чем вообще сектанты отличаются по поведению?] Ну, се… се́кты-то ра́зные. Вот Ие́говы они́ о́чень. […] Они́… Там, по-мо́ему, на нажи́ве всё постро́ено, на прихо… нажива́ются на… на прихожа́нах – кварти́ры им подпи́сывают и всё э́то. Э́то всё, как говори́тся, кримина́л. [Они как-то общинами живут?] [КЛГ не слышит, соб. повторяет.] Ну они́-то живу́т, коне́чно, они́ где́-то собира́ются, броса́ют свои́ се́мьи и всё-всё броса́ют, задурма́нивают им го́ловы. Не на́до с ни́ми да́же разгова́ривать. Е́сли на у́лице просто́й… просто́й… христиани́н, просто́й правосла́вный челове́к, он на у́лице не бу́дет остана́вливать и убежда́ть никогда́. Э́то де́ло доброво́льное, никогда́ наси́льственно… Да́же мы вот, у меня́ муж был, он ка́к бы ве́рующий был, но он в храм не хо́дил. [Запинается.] Неси́льно-то. Меня́ кото́рый раз: «Ну вот, опя́ть в це́рковь собрала́сь». Вот. Ба́тюшки говоря́т: «Не на́до нас… наси́льственно, осо́бенно венча́ться. Не хо́чет – не на́до, не на́до наси…» А та́м же всё затя́гивают, как в паути́ну затя́гивают.