[Когда поминают на кладбище, что нужно делать? Приносят что-то с собой?] Ну обы́чно беру́т э́то… сейча́с вот це́рковь тут, дак… ну когда́-то про́сто у нас, я в Ва́карино
[Казанский район, Тюменская область], по́мню, ма́ма, что они́ пройду́т, прихо́дят все, с, ну, что там, кака́я э́та… тра́пеза и́ли как там называ́ют… Беру́т с собо́й бу́лочки, там, яи́чки, всё вот тако́е. Снача́ла иду́т вокру́г моги́лок, пою́т церко́вные пе́сни. У нас в Ва́карино бы́ли на… ба́бушки таки́е ве́рующие, их специа́льные моли́твы, они́ ходи́ли вокру́г э́того кла́дбища, по с… вокру́г э́тих моги́лок, пе́ли. А пото́м, тут ров вы́копан вокру́г, и тут устана́вливали таки́е дли́нные э́ти… как ла́вки – не ла́вки, столы́ ли они́ таки́е малома́льские. И сади́лись, ка́ждый всё своё выкла́дывал ии помина́ли там, е́ли. Тот тому́, у того́ бра́ли, друго́го бра́ли, друго́му дава́ли. В о́бщем, се́ли, сиде́ли и… э́то, помина́ют сидя́ть, потому́ что чё они́ - мо́лятся и всё, я говорю́ - да не быва́ла там, не зна́ю.
[Оставляли что-то на могилах?] Ну, всегда́ там оставля́ли там конфе́тку, бу́лочку, и всё. Но я сейча́с не даю́, чтоб оставля́ли. Не успе́ли отойти́ – как уже́ соро́ки на э́той моги́лке то́пчутся, начина́ют э́то всё… кружи́ть и… всё, и там каки́е цвето́чки стоя́т, они́ их зага́дят. Я говорю́: «Зна́ете что? Лу́чше отда́йте лю́дям. Пусть лю́ди съедя́т, а соро́ки пусть не таска́ют по моги́лкам».