Характеристики текста
Год2022
СобирателиАМА, СВИ
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль-Октябрьский
Информанты
Данные об инф.
КодГАЮ
Полf
Год рождения2013
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Данные об инф.
КодЗУА
Полf
Год рождения2013
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Данные об инф.
КодГЗС
Полm
Год рождения2013
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
XXVI 12 Детские тайные языки
Ключевые слова
Волосы, Время, Говорить, Детский фольклор, Жесты, Календарь, Конец, Начало, Новый год, Первый, Праздники, Тайно, Тело человека, Устная история, Ухо, Язык тайный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11698
11698
[У вас есть тайные языки? Когда вы как-то меняете слова, чтобы только вы их могли понять?] [ГЗС:] Да, я зна́ю. [ГАЮ:] Я зна́ю шко́льный язы́к. [ГЗС:] Всм «в смы́сле» означа́ет. [Как, ещё раз?] Всм — э́то «в смы́сле». [Ты просто сократил слово?] Да, сократи́л. [ЗУА:] Мо́жно ещё пэ-дэ́... Ой, как дэ… дэ-э́р. [ГЗС:] Дэ-э́р. Э́то де́нь рожде́нья. Эн\-гэ́ — э́то «Но́вый го́д». [ЗУА:] Пэ-дэ́. Пэ-дэ́. Э́то спаси… ой. Пэ-дэ́ — э́то чё? [ГЗС:] Эл-пэ́ — лучши́й… подру́га. [ЗУА:] Д… э́л-пэ́... [ГЗС:] Эл-дэ́ — лу́чший дру́г. [ЗУА:] Е́сть са́мая… [ГАЮ:] Дэ-зэ́. [ЗУА:] Эл-п… Нет, подожди́. Сэ́-пэ́-мэ́-вэ́-и-вэ-гэ́ е́сть. Э́то «са́мая лу́чшая подру́га в ми́ре, в гала́ктике» и там ещё мо́жно «вэ-гэ́» доба́вить и бу́дет в гора́х. [Соб.: А у нас был «солёный язык», когда после каждого слога добавляется слог «со». У вас нет такого?] [Отрицают.] [Собиратель объясняет, что имеет в виду.] [Такого у вас нет?] [ЗУА:] Не́т, не́т. [А шифр не делали?] [ЗУА:] Ну я… у меня́... мы с п… у на́с… Подру́га у меня́ е́сть, ну, у меня́ во дворе́. [ГЗС говорит одновременно:] У меня́ то́же е́сть ши́фр. [ЗУА:] И у на́с е́сть с не́й секре́тный, то́ есть ши́фр там, что мы то́лько вдвоём э́то зна́ем. [ГЗС:] А я зна́ю как… [ГАЮ говорит одновременно:] А я зна́ю шко́льный язы́к. Е́сли вот та́к [убирает прядь волос за ухо], зна́чит, учи́тельница идёт. [Как нужно сделать?] Ну в… ну вот е́сли у тебя́ распу́щенные во́лосы, мо́жно сде́лать вот та́к их за́ ухо — зна́чит, уч… учи́тельница идёт. Ну, мы говори́м «учи́лка». [Волосы за ухо забрать?] Аɣа́. [ЗУА:] А у на́с с подру… мы… у на́с с подру́гой вот э́то [прикладывает ладонь тыльной стороной под подбородок] — ну, ти́па не на́до лу́чше спо́рить и та́м… разгова́ривать, то́ есть. [Соб.: Покажи ещё раз] Та́к [повторяет жест. См. видеозапись GAJuɣZUAɣGZS-tajnyj jazyk]. [Тоже на уроке это нужно сделать?] Не́т, э́то мо́жно про́сто, е́сли ты с ке́м-то спо́ришь, то лу́чше уйти́ про́сто. [Это вы сами придумали?] Да́, мы са́ми приду́мывали. [А у тебя есть что-нибудь такое, Захар?] [ГЗС:] Чё? [Соб.: Такие же тайные знаки.] Ну… е́сть. Асэ́-сэ́-сэ́р. С… Ста́лин стара́лся, Сою́з распа́лся. [Тебе в школе рассказали?] Не, зна́ю.