Характеристики текста
Год2022
СобирателиАМА, СВИ
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль-Октябрьский
Информанты
Данные об инф.
КодГАЮ
Полf
Год рождения2013
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Данные об инф.
КодЗУА
Полf
Год рождения2013
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Данные об инф.
КодГЗС
Полm
Год рождения2013
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
XXVI 7 Тексты, регулирующие отношения в детском коллективе с указанием ситуаций, в которых они произносятся.
Ключевые слова
Баня, Богатство, Бумага, Гадания, Детский фольклор, Животное, Знак-знамение, Золото, Зубы, Корова, Металлы, Обман, Палка, Первый, Поговорка, Прорицание, Пространство, Сани, Свинья, Скот, Судьба, Тело человека, Усы
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11699
11699
[А вы знаете фразы типа «Первое слово дороже второго…»?] [ГАЮ:] Да. [ЗУА:] Пе́рвое сло́во съе́ла коро́ва. [ГАЮ:] Коро́ва слова́ не е́ст. [А ещё есть какие-то фразы, которые правила вашего общения задают?] [ЗУА:] Пра́вила, пра́вила, пра́вила… [Соб.: Я слышала такое: «Кто посерединке — кушает ботинки».] [ЗУА:] Кто посередин… [ГАЮ говорит одновременно:] Кто посереди́нке — же́нится на сви́нке. А к… а кто́ по бока́м — тому́ па́лкой по зуба́м. А мне по́нчик. [Соб.: Первые, вторые…] [ГАЮ:] Пе́рвые — горе́лые… [ГАЮ и ЗУА хором:] Вторы́е — золоты́е. Тре́тии — бога́тые, четвёртые — уса́тые. [ЗУА:] Пя́тые — борода́тые та́м чё-то… ваще́... А е́сть ещё: пе́рвые — на та́нке, вторы́е — на пога́нке, тре́тие — на ба́не, четвёртые — на… са́ни. [Когда вы это говорите? Когда куда-нибудь спешите?] Не́т, вот когда́ в шко́ле, наприме́р, или в са́дике там стр… стро́й вот по… и там… [ГЗС говорит одновременно:] Да, да, да, да. [Соб.: А, по парам.] Да. И та́м нап… [ГЗС:] Деру́тся за пе́рвое ме́сто. [ЗУА:] Но а… да, да. Там де́рутся аж, кто пе́рвый… кто пе́рвой па́рой ста́нет. И кто пе́рвый вста́л, все таки́е говоря́т: «Пе́рвые — горе́лые, вторы́е — золоты́е». [Из бумаги не делали гадалки?] [ГЗС:] Не. [ЗУА:] Гада́лки? Не́т, у меня́ сестра́ их о́чень мно́го де́лала. Она́, коро́че, ка́к-то вот та́к вот де́лала и вот та́к вот па́льцами [изображает бумажную гадалку, раздвигая и собирая пальцы вместе]. У меня́ так сестра́ де́лала. [ГАЮ:] Ле́нка что ли? [ЗУА:] Да. [ГЗС:] А я зна́ю как мо́жно заска́мить [нрзб. – 00:28:33,904] ма́монтов… [ЗУА:] А? [ЗУА и ГАЮ, догадавшись, хором]: А! [ГЗС:] Заска́мить [нрзб.] ма́монтов. [Заскамить мамонтов?] [ГЗС:] Да. [ЗУА:] Да. [Это что такое?] [ГЗС:] Э́то ти́па… [ЗУА говорит одновременно:] Пошути… [ГАЮ говорит одновременно:] Ма́монты [нрзб.]. [ГЗС:] Не́т, вы де́ржите д… вот… [ЗУА:] Пошути́ть… [ГЗС:] [нрзб.] вот дерётся, мы таки́е с мои́м дру́гом встаём, де́ржим две́рь, как они́ начина́ют идти́, мы бы́стро перестра́иваемся на пе́рвое э́то… ме́сто. И мы говори́м: «пла́н-ска́м». Заска́мили ма́монтов. [ЗУА:] Пла́н-ска́м, заска́мила ма́монта. Ты про́сто нулёв… [А кто такие мамонты?] [ЗУА:] Ма́монты? [ГЗС:] Э́то кото́рые вы́мерли. [ГАЮ:] Ну ти́па… Те, кото́рых заска́мили. [ГЗС:] Живо́тные.