[Когда переезжали, убирались в новом доме или не сразу?] Нет! Ни в ко́ем слу́чае. И когда́ ухо́дишь из до́ма, не выгреба́й ничего́, оставля́й всё как е́сть. Но́вые хозя́ева приду́т, они́ вы́гребут за тобо́й. Зато́ ты́ жить бу́дешь.
[Что будет, если всё за собой выгрести?] Жи́зни не бу́дет.
[Умрёшь?] Да не… Не умрёшь, но… и житу́ха пога́ная бу́дет.
[…] [Соб.: Говорят, когда переезжаешь, нужно оставить в доме какой-то предмет.] Све́чку оста́вь церко́вную. Церко́вную све́чку оста́вьте. Пусть она́ да́же не гори́т, но пусть она́ на столе́ стои́т. И кусо́чек хле́ба с водо́й. От тогда́ бу́дет жизь.
[… – через некоторое время разговор возвращается к теме.] [Соб.: Говорят, есть приметы про то, как пол моешь дома.] За ке́м-то убира́ть нельзя́. Вот, допу́стим, хозя́ин вы́шел из до́ма – не смей да́же подмета́ть. А е́сли в доро́гу ей – три дня не подмета́ют и не мо́ют.
[Что будет, если убрать?] А что́ бы́ло у меня́ – дочь уби́ли и всё.
[Вы убрались после того, как она ушла?] Да. Я за не́ю пол помы́ла. Ду́ра.
[Соб.: Я слышала ещё, когда в доме покойник, пол моют как-то по-другому.] Когда́ в до́ме поко́йник, мо́ет чужо́й челове́к. То́лько не свой. Посу́ду свои́м мыть нельзя́. Вообще́ бли́зко да́же вот к ра́ковине не подходи́.
[Почему нельзя своим мыть?] Ещё бу́дет поко́йник.
[В семье?] Да.
[В какие дни вообще нужно убираться?] Во все дни́, кро́ме воскресе́нья и пя́тницы. Параске́ва Пя́тница – она́ злово́нная. Вот сего́дня пя́тница у нас – ни мыть, ни стира́ть. Чё у меня́ до́ма барда́к и стои́т. Я побели́ть собрала́сь – ду́маю, ну́-ка на́ хуй! А меня́ как бу́дто вот толка́ет кто́-то.
[А кто?] «А кто́?» А я зна́ю кто? Вот мне на́до прибра́ть, помы́ть, постира́ть, никуда́ не дви́гаюсь.
[Потому что Параскева Пятница?] Параске́ва Пя́тница – она́ зла́я.
[А кто это такая?] [Усмехается.] «А кто э́то така́я?» А э́то церко́вная!
[Святая?] Да.
[Не рассказывали, что её можно увидеть?] Нет, я никогда́ не слы́шала. Девчо́нки, врать не бу́ду. Я никогда́ не зна́ла тако́е… таки́х… Ну, говоря́т так, шо… Вот ба́бки говоря́т, что в пя́тницу – э́то день евре́ев. По су́бботам они́ вообще́ ничё не де́лают – хоть ты его́ убе́й, он с ме́ста не дви́нется!
[А в пятницу евреи убирают?] В пя́тницу да, мы не име́ем пра́ва – мы правосла́вные.