Год | 2022 |
Собиратели | ДИС, ДКА, КИВ |
Тюменская область |
Ишимский район |
Карасуль-Октябрьский |
Код | ЕЛГ |
Пол | f |
Год рождения | 1956 |
Тюменская область |
Ишимский район |
Карасуль |
XXIa 12 е | Запишите предания о церкви, доме, дороге, о каких-либо чудесных явлениях, которые там происходят. |
Бог, Вода, Война, Время, Дерево, Женщина, Жизнь-смерть, Закрывать, Икона, Кара, Крест, Меморат, Молиться, Молодой-старый, Мост, Народ, Народная литература, Народное православие, Новый-старый, Нос, Ночь, Предания, Пространство, Растения, Ребенок, Река, Рот, Свой-чужой, Священник, Страх, Стрельба, Татары, Тело человека, Тополь, Тот свет, Уродство, Устная история, Христос, Церковь
ФА ВШЭ 11845
11845
[Вы не слышали какие-нибудь легенды про церковь в Карасуле?] Ну а вам ещё не рассказа́ли? [Соб.: Частично только.] Наско́лько я здм… зна́ю, у меня́ да́же и стихотворе́ние есть по э́тому по́воду, вот. Мо́жно прочита́ть. Но е… я… я могу́ запну́ться, поэ́тому я возьму́. Нет, я возьму́ э́то, свои́ за́писи. [ЕЛГ приносит свои стихотворения.]
Карасу́ль – стари́нное село́,
Ре́чка-Карасу́лька протека́ет,
Мно́го зим и лет с тех пор прошло́,
Как наро́д здесь ра́зный прожива́ет.
Испыта́нья тру́дные легли́,
По сиби́рскому селу́ несли́сь тата́ры,
Со́сланные в кандала́х прошли́,
Сме́на вла́сти до крова́вой сва́ры.
Всё сполна́ село́ перенесло́,
Судьба́ стра́шная страны́ сове́тов.
Мно́го зим и лет с тех пор прошло́,
Сторожи́лы по́мнят лишь об э́том.
По́мнят и аре́сты по ноча́м,
Святотро́ицкую це́рковь как зари́ли,
И как по ико́нам и креста́м
Смельчаки́ наперебо́й пали́ли.
Эшело́ны на войну́ пошли́,
И на на́шей ста́нции стоя́ли,
Карасу́льцы вклад свой принесли́,
Все, кто мог, свой долг стране́ отда́ли.
Карасу́ль – стари́нное село́,
Деревя́нные мосты́ смени́лись на литы́е,
Сторожи́лы в мир ин… ино́й ушли́,
Па́ли на́земь тополя́ седы́е.
Ну вот. И про це́рковь тут про э́ту. Зна́чит, да. Р… зари́ли и… раста́скивали ико́ны. Кто́-то для того́, что́бы спря́тать, кто́-то для того́, что́бы и… не зна́ю вот. Была́ же же́нщина. Ба́тюшка наш, Илья́, оте́ц Илья́, расска́зывает всем. Стара́ется э́ту исто́рию рассказа́ть, что вот комсомо́льцев заставля́ли стреля́ть. [Их заставляли?] Да коне́чно же. Вот, раз така́я поли́тика была́, что це́ркви не нужны́, что всё э́то… пропага́нда там така́я, что́бы успоко́ить, и… и… и не шли, не шёл наро́д на… на др… чтоб другу́ю власть смени́ть, и т. д. и т. п., да. Ну и вот, их заставля́ли, коне́чно. И вот она́ попа́ла одна́, зна́чит, же́нщина, Иису́су Христу́ вот в райо́не но́са на одно́й ико́не, да и на э́той же са́мой, по-мо́ему, одну́ э́ту большу́ю ико́ну расстре́ливали. И ещё раз стреля́ла. Вот, и вот в одно… у ней пото́м де́ти роди́лись – у одного́ сы́на бы́ло небольшо́е, зна́чит, наруше́ние. Ну как бы там испра́вили, наве́рное, так лю́ди говоря́т, что, когда́ вот он рос, уже́ ничего́ не ви́дно бы́ло. А у второ́го за́ячья губа́ и во́лчья пасть. Ну то… то́же де́лали опера́цию, что́-то испра́вили, но так всё равно́ вот ви́дно, и он до́лго-до́лго оди́н жил, не жени́лся, ничего́. А уже́ пото́м где́-то, не зна́ю, лет… года́м к пяти́десяти пяти́ мо́жет жени́лся. Ну он щас живёт с же́нщиной, просто та одна́ оста́лась, и у него́ роди́тели у́мерли, и вот сосва́тали их, они́ живу́т вдвоём. [Вы сказали про волчью пасть, а это как?] Ну что́-то там, нёба не́ту, что ли, и́ли оно́, расще́лина кака́я-то вот. Ну и вот э́то исправля́ют же, опера́цию де́лают, ра́ньше де́лали, а сейча́с-то и во́все де́лают. Вот так вот. Пото́м она́ уже́, коне́чно, всё э́то осозна́ла, и моли́лась, и крести́лась. И вот це́рковь э́ту на́шу когда́ откры́ли вот, она́ ходи́ла туда́ и… и причаща́лась, и проще́ния проси́ла, испове́довалась. Всё, ну вот, как сказа́ли, как говоря́т, ушла́ в мир ино́й как бы. Не зна́ю, куда́ попа́ла. [А детей у её сына нет?] Вот у э́того не́ту. Я грю́, он в пятьдеся́т пять, наве́рное, лет вот то́лько сошёлся с э́той же́нщиной. Вот, а у той… был с… был сын, но он поги́б. Чё-то, съе́хал по э́той. [А если бы у него были дети, им бы передалось вот это?] Всё возмо́жно. Всё возмо́жно. Про́мыслы Госпо́дни, так говоря́т. Ка к… как Бог устро́ит, не зна́ю.
Карасу́ль – стари́нное село́,
Ре́чка-Карасу́лька протека́ет,
Мно́го зим и лет с тех пор прошло́,
Как наро́д здесь ра́зный прожива́ет.
Испыта́нья тру́дные легли́,
По сиби́рскому селу́ несли́сь тата́ры,
Со́сланные в кандала́х прошли́,
Сме́на вла́сти до крова́вой сва́ры.
Всё сполна́ село́ перенесло́,
Судьба́ стра́шная страны́ сове́тов.
Мно́го зим и лет с тех пор прошло́,
Сторожи́лы по́мнят лишь об э́том.
По́мнят и аре́сты по ноча́м,
Святотро́ицкую це́рковь как зари́ли,
И как по ико́нам и креста́м
Смельчаки́ наперебо́й пали́ли.
Эшело́ны на войну́ пошли́,
И на на́шей ста́нции стоя́ли,
Карасу́льцы вклад свой принесли́,
Все, кто мог, свой долг стране́ отда́ли.
Карасу́ль – стари́нное село́,
Деревя́нные мосты́ смени́лись на литы́е,
Сторожи́лы в мир ин… ино́й ушли́,
Па́ли на́земь тополя́ седы́е.
Ну вот. И про це́рковь тут про э́ту. Зна́чит, да. Р… зари́ли и… раста́скивали ико́ны. Кто́-то для того́, что́бы спря́тать, кто́-то для того́, что́бы и… не зна́ю вот. Была́ же же́нщина. Ба́тюшка наш, Илья́, оте́ц Илья́, расска́зывает всем. Стара́ется э́ту исто́рию рассказа́ть, что вот комсомо́льцев заставля́ли стреля́ть. [Их заставляли?] Да коне́чно же. Вот, раз така́я поли́тика была́, что це́ркви не нужны́, что всё э́то… пропага́нда там така́я, что́бы успоко́ить, и… и… и не шли, не шёл наро́д на… на др… чтоб другу́ю власть смени́ть, и т. д. и т. п., да. Ну и вот, их заставля́ли, коне́чно. И вот она́ попа́ла одна́, зна́чит, же́нщина, Иису́су Христу́ вот в райо́не но́са на одно́й ико́не, да и на э́той же са́мой, по-мо́ему, одну́ э́ту большу́ю ико́ну расстре́ливали. И ещё раз стреля́ла. Вот, и вот в одно… у ней пото́м де́ти роди́лись – у одного́ сы́на бы́ло небольшо́е, зна́чит, наруше́ние. Ну как бы там испра́вили, наве́рное, так лю́ди говоря́т, что, когда́ вот он рос, уже́ ничего́ не ви́дно бы́ло. А у второ́го за́ячья губа́ и во́лчья пасть. Ну то… то́же де́лали опера́цию, что́-то испра́вили, но так всё равно́ вот ви́дно, и он до́лго-до́лго оди́н жил, не жени́лся, ничего́. А уже́ пото́м где́-то, не зна́ю, лет… года́м к пяти́десяти пяти́ мо́жет жени́лся. Ну он щас живёт с же́нщиной, просто та одна́ оста́лась, и у него́ роди́тели у́мерли, и вот сосва́тали их, они́ живу́т вдвоём. [Вы сказали про волчью пасть, а это как?] Ну что́-то там, нёба не́ту, что ли, и́ли оно́, расще́лина кака́я-то вот. Ну и вот э́то исправля́ют же, опера́цию де́лают, ра́ньше де́лали, а сейча́с-то и во́все де́лают. Вот так вот. Пото́м она́ уже́, коне́чно, всё э́то осозна́ла, и моли́лась, и крести́лась. И вот це́рковь э́ту на́шу когда́ откры́ли вот, она́ ходи́ла туда́ и… и причаща́лась, и проще́ния проси́ла, испове́довалась. Всё, ну вот, как сказа́ли, как говоря́т, ушла́ в мир ино́й как бы. Не зна́ю, куда́ попа́ла. [А детей у её сына нет?] Вот у э́того не́ту. Я грю́, он в пятьдеся́т пять, наве́рное, лет вот то́лько сошёлся с э́той же́нщиной. Вот, а у той… был с… был сын, но он поги́б. Чё-то, съе́хал по э́той. [А если бы у него были дети, им бы передалось вот это?] Всё возмо́жно. Всё возмо́жно. Про́мыслы Госпо́дни, так говоря́т. Ка к… как Бог устро́ит, не зна́ю.