Характеристики текста
Год2022
СобирателиАМА, ЮМА
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Информанты
Данные об инф.
КодОВМ
Полf
Год рождения1959
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
XXIa 12 доп
Ключевые слова
Война, Голова, Кости, Красный цвет, Крест, Мать, Меморат, Народ, Народное православие, Ноги, Прозвище, Пространство, Родство, Свой-чужой, Тело человека, Ум-безумие, Устная история, Цвет, Церковь, Юродство
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11872
11872
[Нам рассказывали, что в деревне жил юродивый, что он печку разбирал зимой – не слышали про такого?] Нет. [Соб.: По-моему, его тоже Гена звали.] Что, в Ишиме? [Нет, вот здесь прямо. Говорят, жил недалеко. Не знаете?] Нет, тако́го нет. [Соб.: Печку разбирал, колодец копал в доме.] Да? [Не слышали?] Нет, я тако́го нет. Я потому́ что не ме́стная. А, вот что у неё вот э́то вот… про це́рковь ма́ма всё у нас расска́зывала нам. А ма́мины роди́тели вообще́: мать пришла́ с Тобо́льска, они́ пришли́ сюда́. Как там их называ́ют… [смеётся] что пешко́м шли сюда́. [Самоходы?] Ну, наве́рно, ка́к-то. [Вы сказали про самоходов, а ещё кто в деревне живёт?] А я не зна́ю, ну… ба́бушка пришла́...она была́ ма́ленькая ещё,\ во́семь лет бы́ло. Ну, та ба́бушка-то расска́зывала, что она́ вот… там стреля́ют, а она бе́гат в подо́л пу́льки собира́ет, играть что́бы. [А стреляли – это во время гражданской войны?] Ну, вот, Колча́к. [А тут за кого были в селе? Мама, бабушка не рассказывали?] Не, не говори́ли. [Ничего не рассказывали вообще?] Ну, дере́вня-то кака́я была́? Небольша́я, ви́димо, была́. Стоя́ли… на́ши, наве́рное, стоя́ли как с… сове́тские, там, во́зле це́ркви как бы ста́рый па́мятник, ну, он уже́ завали́лся, его́ бы как уже́ хотя́т убра́ть, перенести́ на́до. А кто похоро́нен? Да́же не зна́ют, кто похоро́нен. Или колча́ковцы похоро́нены, или сове́тские. Ну, ра́ньше звезда́ была́. Ну, уха́живали при сове́тской-то вла́сти – и звезда́ была́, зна́чит, должны́ быть сове́тские, э́ти, ну, как, кра́сные, не колча́ковцы. Ну, кто его́ зна́ет… кто… А сейча́с вот э… земля́-то це́ркви. Це́рковь раз восстанови́ли, они́ не хотя́т, что… И́хной ве́ре э́то противоре́чит, что́бы был па́мятник, ещё и не зна́ют, кто похоро́нен. Там как бы, как бы, говоря́т, бра́тская моги́ла. Кто говори́т, что э́то про́сто па́мятник поста́вили, а лю́ди бы́ли захоро́нены на кла́дбище, потому́ что ну, вот когда́ моги́лы-то копа́ют, нахо́дят вот э́то во, вое́нная фо́рма. [Соб.: Ещё даже в форме находят?] Ну. Ну, там ка́к? Уже тря́пки, наве́рное, ко́сти. Как? Видимо, в сто́рону их вот та́к отла́живают и всё, и хоро́нят. А выта́скивать-то так, что́бы вы́бросили – нет, тако́го не де́лается же. Так же нельзя́. [Соб.: Конечно.] Ну, то́ка что говоря́т, что «вот копаем моги́лы и нахо́дим вот оста́нки… оста́нки люде́й», что захоро́нен был таки́м о́бразом или таки́м. [А вы знаете, в какую сторону правильно хоронить, куда крест ставят?] Ну, обы́чно в но́ги у нас ста́вят, вон, как христиа́не, у нас вон в но́ги, а… вот, как там сказа́ть, друга́я ве́ра, они… не́мцы что ли, они́ же ста́вят в го́лову па́мятник.