[Повторная запись. XXIa-5 б, 12 в, д, з, доп. Соб. ФЕЕ, ФВА. СВФ рассказывал в предыдущем интервью о том, как мужики расстреляли продотряд и закопали оружие, чтобы их никто не наказал.] Да, у меня́ бы е́сли бы был мета́ллоиска́тель, я бы по тем места́м походи́л бы в свобо́дное вре́мя.
[По каким?] Я вон де́вочкам расска́зывал про схрон с ору́жием.
[Соб.: А, да, они рассказывали.] Я бы поиска́л, ну он, наско́лько он сантиме́тров на пятьдеся́т, на со́рок, берёт, наве́рно.
[Соб.: Ну, они разные.] [… – отвлекается от разговора. Через некоторое время продолжает тему:] И вот в э́том схро́не, где зако́пано ору́жие, у ку́зницы в селе́ Карасу́ль, – там должны́ быть зако́паны и докуме́нты вот э́тих красноарме́йцев. Потому́ что их отогрева́ли у тёти Ди́ны Во́лковой в дому́, их раздева́ли, обмыва́ли по христиа́нскому обы́чаю, но оде́жду-то обы́скивали, выта́скивали докуме́нты. А кто́ бы у себя́ согласи́лся хранить докуме́нты уби́тых? – Тюрьма́. Зна́чит, их должны́ были или уничто́жить (а уничто́жить – ка́к-то ни то, ни сё)… И вот с э́тим ору́жием они́, вида́ть, туда́ и закопа́ли всё. Кто́ это всё раскопа́ет и найдёт – я не зна́ю. Мо́жет, кто́-нибудь и… найдёт.
[Их зимой убили?] Да, зимо́й. Тру́пы засты́вшие бы́ли. Их отогрева́ли внача́ле. Э́то бы́ло зимо́й.
[Кузница в Карасуле?] Да, там са́мый бли́зкий лес. Тут боло́то, а ле́с-то вот начина́тся, а здесь, на краю́ ле́са ку́зница стои́т. Это расска́зывала Са́ши Ю́дина тёща, её му́ж Ива́н
[?]. Вот, и о́н расска́зывал, мы, говори́т, мальчи́шками бы́ли, старики́ собра́лись, отцы́, и говоря́т: «Чего́, вот тако́е де́ло: сове́тская власть предлага́ет доброво́льно сдать ору́жие. Нас, – говори́т, – тогда́ повя́жут и… Дава́йте закопа́ем». И, говори́т, ма́мки нас на пе́чке закры́ли до́ма, а они́ ушли́ в райо́н ку́зницы. А когда́ пришли́, сказа́ли: «Всё, закопа́ли». Ну, райо́н большо́й, ка́к его обсле́дуешь? Ну, по расчёту, за ку́зницей э́то там небольша́я пло́щадь-то, обсле́довать мо́жно.
[...] Ну… ну э́то отнесли́ всё, э́ти собы́тия, в Иши́мском же райо́не был эсэ́ровско-кула́цкий мяте́ж, так называ́емый. Ну э́то полити́чески привяза́ли к эсэ́рам, хотя они́ тут отноше́ния к э́тому, мо́жет, и не име́ли. Э́то бы́ло крестья́нское восста́ние. Оно до́лго дли́лось. А ка́к было им не восстава́ть, когда́ семенно́й хлеб, посевно́й материа́л изыма́ли. Или с го́лоду умере́ть, или э́то. Го́лод-то тут бы́л. Лю́ди, говоря́т, е́ли лебеду́, от неё отказывали но́ги. Бы́ло тако́е, в како́м году́ бы́ло, когда бы́ли неурожа́и. А в основно́м в Сиби́ри лю́ди у нас люди жи́ли тут хорошо́, зажи́точно. Всё зави́село, ско́лько рабо́тников в семье́. Мальчи́шки цени́лись – рабо́тники. А девчо́нки не о́чень. То́ко шо за́муж их вы́дать.