Характеристики текста
Год2022
СобирателиБЕС, ЗАЛ, ЮВК
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Информанты
Данные об инф.
КодЗУЕ
Полf
Год рождения1934
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
IIIa 16 а Что делали, чтобы не бояться покойника, чтобы покойник не снился (смотрели в трубу, клали за воротник землю с могилы, клали камень на место, где лежал покойник, трогали покойника за ноги, обходили дом, обсыпали могилу, дом маком, вбивали в могилу осиновый кол, клали топор под подушку, вбивали топор в порог, водили человека по дому с закрытыми глазами и т.д.)?
IIIa 16 доп
Ключевые слова
Блины, Бог, Бросать, Вечер, Вода, Время, Говорить, Давать-брать, Дни, Дом, Земля, Кладбище, Меморат, Могила, Молитва, Молиться, Народное православие, Ночь, Печь, Пища, Погода, Покойник, Поминки, Приговоры, Пространство, Пьянство, Речь ритуальная, Родство, Семейные обряды, Смотреть-заглядывать, Снег, Хлеб
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 11955
11955
[Рассказывали, что девки могли парней привораживать?] Говории\ли, то́же. Как… ка́к же э́то? Посто́й-ка… Вот не зна́ю, я то́же вот похорони́ла де́да, вот ве́рите, не ве́рите, не зна́ю. Вот ба́ба Ли́за… Он недалеко́ тут у меня́ и схоро́нен на глаза́х. Ой, дак… А я ночь, ве́чером прихожу́ как с рабо́ты — на́до блины́ вот печь и бежа́ть на кла́дбище. А заче́м бегу? Помина́ю! И пото́м одна́жды, сне́гу мно́го бы́ло, и оди́н Са́ша Копоти́лов меня́ э́то: «Ты куда́ ходи́ла? Опя́ть… опя́ть ходи́ла к Никола́ю?» Я говорю́: «Ну ходи́ла». «Дак он чё, тебя зовёт?» – «Нет!» – «Дак ты лу́чше сядь до́ма да помоли́сь за него́, а не бе́гай. Сама́ себя́ вот просту́дишь, дак ху́же бу́дет. Тебе́ же дете́й поднима́ть на́до». Ну, вот! И пра́вда, ба́бе Ли́зе сказа́ла, а она́ чё-то пошепта́ла мне… [То есть вас прям тянуло?] Вот тяну́ло! Вот понима́ете, полго́да. [Каждый день, да?] И вот ка́ждый день по сне́гу, он в октябре́ у́мер. Каа\ждый! пол… а сне́гу мно́го. [Вы блинами поминали?] Блин… мно… блины́. И вот на́до ад… а ру́сская пе́чка была́ ещё, га́зу не́ было, ой. На́до растопи́ть и бяжа́ть. А коро́ва остава́лась, хозя́йство бы́ло. А он то́же пил в после́днее вре́мя. «Даа, за его́ бы, – говори́т, – вы… э́то… все проде́лки…» Дак то́лько сходи́ть на моги́лку, что: «Не ходи́ бо́льше ко мне, и не беспоко́й меня́. Ты́ отдыха́ешь, а ко мне не приходи́. А я ещё бу́ду до́лго жить дете́й воспи́тывать, а там вну́ков». Вот, и живу́. [То есть баба Лиза тоже пошептала на воду и сказала вам вот это сказать?] Уɣу́. «И пото́м ещё,— она́ грит,— возьми». Но в це́рькви я уже́ отпева́ла его́, появи́лась, дак как? Сама́ я в цер\ковь не хожу́, но моли́твы кое-каки́е зна́ю, дак… ба́бушка ещё, ма́мина ма́ма учи́ла. Ба́ба Ли́за мне чё ещё сказа́ла: «Вот возьми́ земе́льки с его моги́лки и приди́ домо́й и в пе́чку кинь и загляни́, и скажи́: “Ты ушёл от меня́, и хорошо́, отдыха́й, а я́ бу́ду ещё дете́й воспи́тывать и вну́ков”». Так вот… она́ мне сказа́ла. Ну вот та́к оно́ и вы́шло! Со́рок лет прошло́. [… – рассказывает про погибшую семью своего второго мужа.] [Соб.: Вы сказали, что молитвы от бабушки знаете. А какие?] Об усо́пшем. [Наизусть помните?] [Вспоминает.] «Поко́й, ɣо́споди, ду́шу своего́ Никола́я, ели́к… ели́ка житья́ се́ми я́ко челове́че…лю́бец Бог прости́ его́ и поми́луй». Ну. Ну, ра́ньше ведь к… е́сть сади́лись — Боɣу моли́лись, «спаси́бо»… [Молитву об усопшем читали, когда он был ещё дома?] Неет. Я вот, е́сли бы… ба́ба Ли́за и говори́т… она́ ко мне ча́сто ходи́ла. Ну я на рабо́те, она́ пойдёт ко мне… ко мне зайдёт. Я́ тада́ пошла́ как на пе́нсию в девяно́сто пе́рвом ɣоду, дак она́ заходи́ла. Ну, то́же одна́ жила́, сын пи́л. Ну вот. [Что она говорила про эту молитву усопшему?] Ну дак во́т, что «ты живи́, к нам не приходи́». [А вот это «Покой Господи…»?] Ну вот! «Упоко́й ɣосподи». Что́бы… [То есть это когда человек умер и беспокоит?] Уɣу́, уɣу́. Беспоко́ит, вот э́то. [Не говорили, что покойник сниться может, и это что-то значит?] Не зна́ю, мне вот он сни́лся раза два́, но я не зна́ю. Ничего́ у меня́ не произошло́.