[Что делали, чтобы корова при дойке не брыкалась?] Ну, чё... чё-то… чё-то де́лали. Обы́чно… Ну, вообще́ ста́рые лю́ди, я сама́ не ви́дела, да, но слы́шала, о том, что ка́к-то пру́тиком приуча́ют, пригова́ривают, что како́й-то есть загово́р. Загово́р, по н… по нога́м бью́т, что́бы они́ слу́шались.
[А как бьют?] Э… Не… не си́льно, нет, так слегка́, слегка́ как бы имити́руя, что… что́бы коро́ва была́ послу́шная. Но, че́стно говоря́, я не зна́ю, мне… роди́тели не зна́ю, бы́ли, вот де́лали они́ тако́е, не де́лали, как бы. Ле́том-то всё равно́ коро́ва, она́ хо́чешь, не хо́чешь, она́ там от пауто́в бу́дет спаса́ться и брыка́ться, и пина́ться, и хвоста́ми би́ться и всё на све́те. Но я слы́шала, что когда́ вот действ… осо́бенно пе́рвотёл. Е́сли пе́рвотёл, то, зна́чит, вот обяза́тельно како́й-то проце́сс до́лжен пройти́ вот с э́тим, с пру́тиком. Ещё не про́сто пру́тик, а… ни… ни како́й-то ни обы́чный, да́же ни берёзовый, то́ ли и́вовый, то ли вот како́й-то вот. Ну, то есть м… свя́зан он был, наве́рно, ну вот щас про́сто, навски́дку, в том пла́не, что́бы вот, ну, что́бы э́то… что́бы э́того не повторя́лось. То есть э́то, возмо́жно, кото́рый хорошо́ гнётся, ну, вот действи́тельно, и́вовый он, хорошо́ гнётся. Пото́м ещё... м… мо́жет быть оси́новый м… могли́ то́же. Ну, там была́ кака́я-то при́сказка, но я, пра́вда, я не э́то са́мое, не… не могу́ сказа́ть каки́е бы́ли то́чно при́сказки.
[Присказка — чтобы этого не повторялось?] Что́бы, вообще́, что́бы коро́ва была́ споко́йная. Ну, вообще́, в ка́ждой э… в ка́ждом хозя́йстве есть в до́ме домово́й, и есть домово́й, кото́рый пригля́дывает за скоти́нкой.
[Отдельный?] Да. Их там то́же, ну́жно бы́ло ка́к-то прива́дить — молочко́м, ещё че́м-то́. Пирожки́ печёшь — занеси́, э… попроси́, что́бы за коро́вой, за скоти́ной, что́бы все вот домо́й возвраща́лись. Что́бы м… Ну, э́то вот у хоро́ших хозя́ек, кото́рые, вы зна́ете… Мы пото́м с ма́мой разгова́ривали, она гърит: «Вот зна́ешь, я, — грит, — ка́к-то вообще́ про э́то вот да́же не заду́мывалась никогда́. Меня́ никто́, — гъвори́т, – не учи́л». Я ничего́ то́лком-то и не зна́ла в э́том пла́не. Я вот э́то всё уже́ услы́шала, когда́ наве́рно, где́-то в кла́ссе шесто́м, седьмо́м учи́лась. Там, там уже́ ба́бушка, наве́рное, вот ещё ба́бушка жива́ же ещё была́, да.
[Её бабушка?] Нет, моя́ ба́бушка, моя́ ба́бушка. Па́пина ма́ма. И вот она́ ка́к-то бли́же уже́. Начнёшь что́-то, заг… ну опя́ть же, как, заговори́шь о че́м-то: «Ой, ба, вчера́ э́то». Она́ грит: «А ты…» Вот она́ мне тогда́, наве́рно, и сказа́ла: «А ты вот пру́тик-то возьми́, ме́жду в… но́г-то поводи́ там, что́бы не сходи́лись, что́бы, ну, вот, в о́бщем, возьми́ пру́тик и п… поводи́». Ну, вот, че́стное сло́во, не по́мню вообще́, чё на́до бы́ло говори́ть.
[Чтобы не сходились?] Ну, что́бы н… но́ги не сходи́лись, вот он… она́ же там то пу́таться начина́ет, то вот э́то вот, переха́живаться, да переставля́ть вот э́то но́ги, ну. Я…
[А прутиком между задними ногами?] Да, коне́чно, коне́чно.
[Просто поводить? Не крест-накрест?] Ну. Ну, опя́ть же, каки́е-то слова́ она́ мне говори́ла. Но к… слова́-то я, коне́чно, не по́мню уже́.
[И это, когда первотёл и просто чтобы была послушной?] Да, про́сто послу́шной.