Характеристики текста
Год2017
СобирателиКАС, СНА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Карпиловка
Информанты
Данные об инф.
КодСЛС
Полf
Год рождения1951
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Карпиловка
Опросник
IIIa 4 г Кто обмывал покойника, делал гроб, нес гроб на кладбище, мыл дом после выноса тела? Разрешалось ли это делать родственникам? Носят ли еду тем, кто копает гроб, когда они работают? На поминках накрывают ли тем, кто рыл могилу, отдельно?
IIIa 4 ж Ставят ли на гроб свечи? Когда? Сколько? Куда? Что с ними делают потом? Чем кадили покойника? Кто? Когда? Чем кропили покойника (веничком из травы «ца\рские ку\дри»)? Кто? Когда?
IIIa 4 з Что делают с одеждой, в которой человек умер (сжигают), с водой, мылом, тряпками, которыми мыли покойника? Используется ли мыло в народной медицине? Что делают с одеждой, оставшейся от покойника (раздают родственникам, нищим)?
Ключевые слова
Болезнь, Боль, Верх-низ, Весна, Внутренний-внешний, Вода, Время, Голова, Граница, Дверь, Закапывание, Запреты, Календарь, Крест, Кропить, Мыло, Над-под, Ноги, Обмывание покойника, Огонь, Одежда, Освящение, Очищение, Пасха, Пепел, Покойник, Порог, Постель, Похоронный обряд, Праздники, Свеча, Семейные обряды, Сжигание, Тело человека, Уничтожение ритуальное, Ходить, Церковь, Чистота ритуальная
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1207
1207
[До этого рассказывала про свечи, которыми на Пасху выжигали кресты над дверью. – См. XIII-8 а, б, 9 е.] [Куда потом девали эти свечки?] Га́сили, и… у бума́жечку и храни́ли. Э́ти све́чки, обы́чно, це́рковные, вот когда́ челове́к помира́ў, так ста́вили в изголо́вье, по бока́м ста́вили, вот э́ти све́чки. Э́то же освящённые, тогда́... ну, поко́йнику… счита́лось, что э́то хорошо́, э́ти све́чки… А уже́ те све́чки пото́м, кото́рые уже́ недога́рки, все, кото́рые вот, то собира́ли и ложи́ли у нога́х, под но́ги. Не сбо́ку, не под голово́й, а и́менно под но́ги ложи́ли. Ога́рки. [Те свечки, которые горели?] Да, кото́рые во вре́мя, когда́ вот… ну, панихи́да, вот так, лю́ди зажига́ют же одну́ в голову́ и две по бока́м. Ну пото́м ба́тюшка еше́ у… в нога́х. Вот э́ти вот четы́ре све́чки. И ста́вят на столе́ све́чку одну́, то́же, е́сли све́чка трешчи́т, тогда́ ско́ро поко́йник ещё бу́дет оди́н. Е́сли све́чка така́я вот, что си́льно-си́льно трешчи́ть… трешча́ть начина́ет, то, говоря́т, э́то к ско́рому поко́йнику. И вот уси́ недога́рки собира́ли и нигде́ у до́ме не оставля́ли, а и́менно под но́ги ложи́ли все. Э́то вот, ско́лько я э́то зна́ю. И вот, когда́ поко́йника помо́ют, нельзя́ э́ти обмы́лки куда́-нибудь под но́ги вылива́ть. Вот вы́шел, наприме́р, с поро́га и́ли куда́-нибу́дь, так, чтоб где лю́ди ходи́ли, где-то… Шоб лю́ди не ходи́ли, туда́ вылива́ть. [А тряпку, которой мыли?] А э́то обяза́тельно сжига́ли. Оде́жду и́з-под поко́йника, и тря́пки, всю оде́жду и всё-всё-всё, посте́ль, обяза́тельно сжига́ли. [Что делали с мылом?] То́же зака́пывали. Тря́пки и́ли сжига́ли, и́ли зака́пывали, что э́то са́мое… [Сжигали где-то подальше?] Ну да, чтоб там, где вот живы́е не ходи́ли. Где́-нибудь в таки́х места́х, и́ли сжига́ли, куда́-нибудь туда́ пе́пел убира́ли, чтоб… ну что́б не ходи́ли лю́ди, счита́ется, что… ну как э́то объясня́ли, вот я спра́шиваю: «Ну ни всё ли равно́, да?» А э́то чтоб, говоря́т, ну чтоб, пото́м, быва́ет, лю́ди, ру́ки боля́ть, но́ги бу́дут боле́ть си́льно, е́сли вот по э́тому, по… по э́той вот, по э́тому всёму. Ну вот така́я, бы́ли приме́ты таки́е бы́ли, пове́рье тако́е, соблюда́ли всё. Во.