[Что использовали для пеленания ребёнка?] Ну, п… внача́ле испо́льзовались… то́ненькая пелёночка идёт, то́ненькая така́я. С… с голо́вки начина́я, как плато́чком повя́зывали так. Пот… пото́м под пле́чики, она,\ как пра́вило, доходи́ла до… до середи́ны ту́ловища. А пото́м, ну, ло́жился по… не под… подгу́зников же ра́ньше не́ было, про́сто де́лалась така́я тря́почка. По… под но́жки, а пото́м уже́ основно́й пелёнкой запелена́ли, пелена́ли тёпленькой, тёпленькой.
[Могли ли использовать для этого старую одежду?] Всё, всё… ра́ньше всё в… шло в ход, потому́ что не́ было же тако́го, что́бы… оби… ну…
[Не так много было ткани?] Да, веще́й, веще́й и тка́ни, да.
[Перевязывали поясом сверху?] Иногда́ перевя́зывали, иногда́ нет. Мо́жет быть, э́то… не зна́ю как.
[Было название у такого пояса?] Ну, пелена́ — так и называ́лось, пелена́.
[Пелена, да?] Уɣу́.
[Вышивали на нём что-нибудь?] Ну, нет, на э́той не… не писа́ли. Ру… на рушника́х, вот рушники́, кото́рые… в нача́ле принима… рушни́к в до́ме как обере́г был всегда́. Ну, вот, е́сли когда́ п… принима́ли дете́й на э́то… ро́ды принима́ли и ребёночка пе́рвого на… на рушни́к на э́тот на до… на дома́шний э́тот обере́г вы́шитый. Его́ ма́ма, и́ли да́же ба́бушка, и́ли праба́бушка… Вот э́ти рушники́, они́ храни́лись вообще́ всегда́ до́лго, на… на ни́х вот пе́рвый урожа́й хле́ба та́к же принима́ли, э́тот рушни́к. Тог… когда́ уходи́л в а́рмию молодо́й челове́к, дава́ли э́тим рушнико́м утере́ться, что́бы он мог ка́к бы не забыва́ть своё родство́. Рушни́к… рушни́к всегда́ был в ходу́, и он э́то…
[Он был единственный в семье?] Еди́нственный. И да́же им благославля́ли молоды́х, кото́рые шли под вене́ц, то́же э́тим рушнико́м, хлеб по… подноси́ли на э́том же рушнике́. Он вообще́ был э́то… универса́льным, рушни́к. Я говорю́, ребёнка принима́ли, хлеб из печи́ пе́рвого урожа́я достава́ли, на рушни́к на э́тот ло́жили, пото́м уже́, да, тако́й обря́д был.
[Ребёнка принимали на рушник сразу, когда он рождался?] А… рожа́ли до́ма, когда́ рожда́лся он, его́ и на… на э́ту… на рушничо́к ло́жили на э́тот. Сра́зу же, а пото́м начина́ли обмыва́ть и в… и всё да́льше, де́йство бы́ло. Ну, и во́т, молоды́х люде́й, я говорю́, в а́рмию провожа́ли – обяза́тельно умо́ется он до́ма, и обяза́тельно э́тим рушнико́м он вытира́лся.
[Вытирался, да?] Уɣу́.
[Как долго пеленали ребёнка и зачем это делали?] Ну, пелена́ли э́то… с той це́лью, что́бы, во-пе́рвых, де́ти же, они́ цара́пают друг друг… э́то… друг друг\а говорю́, са́ми себя́.
[Соб.: Сами себя.] Да. Пуга́ются, вски́дывают ру́ки. И пото́м ещё они́... оса́нка, из-за́ оса́нки, что́бы ребёнок был ро́вненький, э́то… не… не ложи́лся там комо́чком и́ли ка́к-то, не привыка́л. А пото́м уже́... всё, когда́ сформиру́ется уже́ у него́ те́льце хорошо́, и всё, тогда́ уже́ э́то… и мо́жет он уже́ не пуга́ться, и потихо́нечку высвобожда́ли ру́ки в нача́ле, пото́м…
[…] [Можно ребенка на столе пеленать?] Мо́жно, наве́рно, но обы́чно на крова́ти пелена́ли.
[Не было определенного места?] Да, да, не́ было, не́ было. Мо́жет, кто́-то на ла́вке пелена́л, е́сли в хо́де там э́то… ла́вки же бы́ли ра́ньше.
[Важно было, вдоль или поперёк лавки класть ребёнка?] Ну, обы́чно поперёк ло́жили, вдо́ль-то не… маль… мало… ма́леньких не ло́жили никогда́, поперёк. Говори́ли: ну́жно учи́ть, как… когда́ поперёк лежи́т, а не повдо́ль.
[Когда ещё совсем маленький, да?] Да. Да, да, да.
[Такая поговорка?] Да, да.