Характеристики текста
Год2022
СобирателиЮМА, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Информанты
Данные об инф.
КодАНА
Полf
Год рождения1942
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
IIIa 15 Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле?
IIIa 12 в Как называется Радуница, т.е. вторник Фоминой недели (Радовница, Пасха мертых, дедовица, гробки и т.д.)? Что делали в этот день?
Ключевые слова
Весна, Время, Запреты, Календарь, Кладбище, Лето, Молиться, Народное православие, Пасха, Поминальные дни, Пространство, Радуница, Троица, Утопленник
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 12280
12280
[До этого АНА рассказывала о мусульманах и о том, что у них нет таких праздников, как у православных.] Ўот суббо́та, Ра́дуница, э́то хо́дют на кла́дбище, моги́лки. Иду́т все. Э́то по́сле Па́ски че́рез неде́лю, во вто́рник. А уже́ вот в Тро́ицу… В Тро́ицу опя́ть хо́дят, в суббо́ту хо́дят к таки́м поко́йникам, а в воскресе́нье уже иду́т к уто́пленникам. [И́менно утопленникам?] И́менно уто́пленники, уда́вленники – э́то вот уже́... вот э́то воскресе́нье уже́ помина́ють их. [А почему они отдельно?] А вот ведь их и хорони́ли ра́ньше отде́льно, у них специа́льно вот у́гол был отведённый там, вот там вот э́ти уто́пленники, уда́вленники. Вот к ним иду́т. А что ўот они́... охо́та им, приме́рно вот тебе́, мне, там сле́дующим помяну́ть – лу́чше вы́йди на у́лицу, там ребяти́шкам разда́й поми́н и́ли что́-то, но пока́зываться в э́тот день нельзя́, во, неприе́млемо. Потому́ что Бог не… как говори́ли, не… не позволя́л не… ну пока́зываться в э́тот день нельзя́. Коро́че, не почита́л вот э́то вот, что ты жи́сь сам себе́ о́тнял, что вот осо́бенно вот э́ти вот уда́вленники да́вятся, вот. Вот и… вот поэ́тому у них отде́льный у́гол был, их отде́льно туда́ и хорони́ли. Вот. [Даже если случайно утонул человек?] Да и с… а хоть и случа́йно утону́л, всё равно́ он уто́пленник, он утону́л. Бог е… бог его зна́ет, почему́ так всё бы́ло предусмо́трено, но хорони́ли так. А что… а вот помина́ть, приме́рно вот е́сли он невзнача́й по… утону́л, зна́чит, его́ в це́ркви мо́жно отпева́ть. А вот е́сли он сам, э́то уже́ нет. Вот е́сли он задави́лся, не захоте́л жить, уже́, уже́ его́ ба́тюшка не бу́дет отпева́ть. Вот. Э́то уже́ запре́т был, и сейча́с вот. А сейча́с уже́, ви́дишь, как хорошо́-то приду́мали: зна́чит, е́сли ты крещёный, зна́чит, мо́жно тебя́ отпева́ть, а е́сли ты некрещёный, зна́чит, уже́ нельзя́ отпева́ть. И вот я спра́шивала у ба́тюшки: «Так почему́? – ўот, вот объясните, говорю́, – Почему? Он тако́й же челове́к, но то́лько что он не покрести́лся. Он мо́же не успе́л. А вот у нас, – говорю́, – це́ркви здесь не́ было, вме́сто це́ркви клуб был. Е́сли не́где бы́ло, ну как э́то мо́жно вот, ну почему́ так, объясните!» Ну он мне сказа́л, что мо́жно покрести́ться и сейча́с, а я ɣърю́: «А е́сли он не успе́л?» – вот приме́рно ма́ло ли что, заболе́л челове́к, вот. «Ба́тюшку домо́й позови́те, он до́ма вам э́то, покре́стит, аа... и мо́жно отпе́ть пото́м». Ну поговори́ с ни́ми, у них свои́ зако́ны, свои́ права́. «Ну и что, и ла́дно, да ну не расстра́ивайтесь, ну, Сорокоу́ст закажи́те и́ли там э́ту, тре́бу, бума́жку закажи́те», – что вот ну там чтоб помина́ли его́, вот он чита́ет, ба́тюшка, э́то всё, и [в]от, там уже́ и… [Так можно?] Аɣа́, так да.