[Вы делаете заварное тесто?] Да.
[А как делаете?] Пря́м как по реце́пту вам?
[Соб.: Из какой муки, вот что-то…] Ну, во́-первых я де́лаю на домаш\них я́йцах. А мука́, всё э́то обыкнове́нное. И, жела́тельно, коне́чно, как ра́ньше вот де́лала моя́ ба́бушка, но тепе́рь мы уже́ не де́ржим хозя́йство, то э́то свинно́й жир. Вот тогда́ заварно́е те́сто, и кала́чи, вы́печенные… в пе́чи. Вот э́то тогда́ калачи́, коне́чно, э́то о́чень вку́сно. Дома́шние я́йца они́ вкусне́е и… цве́т лу́чше, и… подъём лу́чше.
[Такое тесто всегда можно было делать?] Мы всегда́ де́лали.
[Называли его как-нибудь по-особенному?] Те… ну вот у… у бабу́ли у нас всегда́ э́то бы́ло те́сто на калачи́. Ра́ньше не́ было сло́ва «заварно́е», да, а… те́сто на калачи́. И прям вот выпека́лось.
[То есть кашей не называли?] Нет, не залива… Нет, тако́го не́ было.
[А вот пироги с грибами делаете?] Да.
[А как называете?] Грибны́е пироги́, нет у нас тако́го названия, девчо́нки, э́то м… э́то ещё, зна́ете, ведь зави́сит от како́й-то вот, допу́стим, ме́стности, да? Вот в Голышма́ново, вот где моя́ ма́ма родила́сь, там у них дере́вня, вот у них совсе́м друго́е, там хк… хру́шкой. И
[нрзб.: 00:52:43,466] хру́шкой. А что́… хру́шкой. Хру́шкой.
[Что это?] Хрушко́й э́то зна́чит кру́пный.
[Соб.: А, это диалект.] Да, э́то диале́кт тако́й у них вот сво́й.
[…] [А смеяться над хлебом можно?] Ну, э́то то́же плохо́.
[А почему плохо?] Ну я… нас всегда́ учи́ли… А вот ещё то́же… про… про хлеб
[смеётся]. Ма́ма ка́к-то нет, а вот её сёстры всегда́ говори́ли: «Доеда́й хлеб». Започему́ доеда́й? По́ миру пойдёшь.
[То есть если не доешь, по миру пойдёшь?] Да. А что тако́е по́ миру? А зна́чит, бу́дешь ходи́ть по… собира́ть с кото́мкой по… всем деревня́м. И вот поэ́тому вот всегда́ тепе́рь, е́сли я ем хлеб, и… заставля́ю своего́ вну́ка: «Доеда́й кусо́чек хле́ба»
[стучит рукой по столу].
[А можно начинать второй кусочек хлеба, если ты не доел первый?] Нет. Нет! Ну да, ну тода́ есть начала́, меня́ заставля́ли всегда́.
[Тогда тоже по миру пойдёшь?] Тода́ по́ миру пойдёшь.
[Можно ли есть на ходу или это тоже плохо?] Э́то пло́хо.
[Почему?] Ну я счи… ну, е́сли в… идти́ ещё… эт… ра́ньше, да, когда́ се́мьи всегда́ с… е́ли за столо́м, и вперёд ба́тьки никто́ ничего́ не брал… поэ́тому… он же не у нас не… как… рань… да и сейча́с в се́мьях, кото́рые приде́рживаются христиа́нской ве́ры, они́ пре́жде чем сесть за стол, они́ э́то всё благословля́ют. Поэ́тому… есть на ходу́ э́то… бы… бы́ло не при́нято ра́ньше.
[А если поел на ходу, что будет?] Ну тогда́ не зна́ю, что́ э́то бы́ло ра́ньше, рань… ра́ньше э́того не́ было. А сейча́с э́то бу́дет гастри́т.
[А как благословляли еду?] Ну эт… специа́льно чита́лась моли́тва. Это хотя́ бы та́ же са́мая, проста́я «Отче наш».