[Вас лечили от грыжи?] Ну, загова́ривала… бы́ли ба́бушки, как повиту́хи называ́ли.
[Называли «повитухи»?] Ну.
[Они и с родами помогали?] Ну да. Ну мы́-то э́того и не ви́дели, и не зна́ем. На́ши роди́тели уже́ в больни́цах рожа́ли.
[…] [Повитухой кто угодно может стать?] Нет, ну не ка́ждый же, и не ка́ждый, вот, допу́стим, там, мой ребёнок боле́ет, я пришла́ к ба́бушке, и не ка́ждая ба́бушка помо́жет, потому́ что там, наве́рно, ещё, биопо́ле у всех ра́зное у нас, у ка́ждого своё биопо́ле. Кому́-то помога́ет, кому́-то не… не смо́жет помо́чь. Ну, загова… загово́рами лечи́ли. Вылива́ли на воск.
[В смысле «выливали на воск»?] Ну, вот, бра́ли воск, разогрева́ли его́, там на газу́ и́ли где, пото́м с водо́й, пусть блю́дечко и вылива́ет там, чё-то ше́пчет.
[Вылила и что поняла?] Ну она́ смо́трит, что там появи́лось, что вы́лилося, и́ли напуга́лся, кто напуга́л. И говори́т там, что вы́лилося. Я не зна…
[Так собачка могла появиться?] Хоть соба́чка, хоть что могло́ появи́ться.
[Потом как лечили?] Ну, опять же э́то… Как, за́говорами, за́говорами.
[Не говорили, у бабушки может не быть зубов?] Ба́бушка должна, е́сли ле́чит, и что́бы она́ помогла́, у неё должно́ быть… зу́бы. А беззу́бая ба́бушка ника́к тебе́ помо́чь не смо́жет. Ни гры́жку не заговори́ть, ни… там, ни вы́лечить там от испу́гу, там напуга́ли кого́, там, кого́ сгла́зили, она́ не мо́жет вы́лечить.
[Чем им платили?] А чем плати́ли… Как ска́жет, проду́ктами. Ска́жет: «проду́кты» – каки́е-то проду́кты ку́пишь. Так всё равно́ пода́рок де́лаешь. Ну, допу́стим, плато́к подари́ како́й-нибудь хоро́ший, и́ли там ска́терть подари́.
[Деньгами можно?] Ну, мо́жешь и деньга́ми. Но не в ру́ки же ты подаёшь, а положи́ла так на стол ей, всё. Всё равно́ благодари́ть-то на́до.