Характеристики текста
Год2017
СобирателиИДД, НАС, ЧМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодСОА
Полf
Год рождения1974
Место рождения
Опросник
XXIIa 14 а Кто такие староверы, чем они отличаются от других? Как они жили? Как называют нестароверов? Разрешали ли они носить кольца и бусы, курить, есть и пить из их посуды?
XXIIa 14 в Протестантство и новые религиозные течения: есть ли в селе общины, если да, то что про них рассказывают?
Ключевые слова
Вера, Весна, Время, Дверь, День, Дни, Дом, Запреты, Икона, Календарь, Кладбище, Крест, Молитва, Над-под, Народное православие, Пасха, Поминальные дни, Похоронный обряд, Праздники, Проклятие, Пространство, Радуница, Свадебный обряд, Сектанты, Семейные обряды, Сорок, Старообрядцы, Тайно, Угощение, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1244
1244
[Ранее речь шла о похоронах и поминании покойников.] Я вот то́лько не могу́ вспо́мнить, кто у нас хо́дит на кла́дбище и́менно на Па́ску. [На Пасху тоже ходят?] Даа, и́ли старове́ры, даа, вот не по́мню. И́менно на Па́ску хо́дят, на Ра́дуницу не хо́ят, а хо́ят на Па́ску. Но у нас таки́х семе́й о́чень ма́ло, я не зна́ю вот у нас… э́то… небольшо́е коли́чество люде́й, ну мо́жет там четы́ре и́ли пя́ть челове́к. Но факт – то что и́менно на Па́ску хо́ят. […] [Вы сказали староверы?] Даа, и в э́том… у нас в Карпи́ловке вообще́ жи́ли э́ти, ну их уже́ нет, они́ уе́хали… Как об\ъясни́ть… пятидеся́тники, не пятидеся́тники. [Пятидесятники?] Даа, бапти́сты, коро́че, вобще́, ўо. [А чем их вера от православной отличается?] У них не́ту ико́н, у них нарисо́ванные. [Нарисованные?] Да, про́сто на бума́жке. И ико́ны у них… Они́ не веша́ют ико́ны в до́ме. Ну, и живу́т они́ же не… не как… В смы́сле… гру́ппой живут? [Группой?] Даа. Не то, что, от допу́стим, муж, жена́, а вот все вот, кто э́то… ну, ве́рит в э́то, они́ живу́т вот так. Как э́ти. Как у нас от э́ти… как их называ́ют… секта́нты э́ти, блин. [Какой у них Бог?] Нуу они́ даа, они́ и́менно от, понима́ешь, они́ то́же ве́рят в Бо́га, но то́лько у них соверше́нно други́е… совсе́м други́е э́ти. [Кто у них?] Нее, ико́ны таки́е же, как у нас, то́ка у них вот и́менно они́ нарисо́ванные почему́-то. И да́же мо́гут б… Мо́гут да́же вот плака́т доже… мо́жет висе́ть над дверя́ми, допу́стим, напи́сано: «Спаси́ и сохрани́». Ўот. У нас та… у нас тако́го нигде́ не уви́дишь. [А священники у них есть?] Даа, и у нас же в Злы́нке была́ э́та… щас скажу́ где э́то в… ну, где у нас, где ве́чный ого́нь, и она…\ до сих пор она́... э́та це́рковь стои́т. [Она другая?] Там не́ту э́того… креста́_ наверху́, ну вот как в обыкнове́нной це́ркви. И она́ почему́-то, я не зна́ю, я ско́ка хожу́ ми́мо неё, ну, када́ в Злы́нке быва́ю, она́ всё вре́мя почему́-то закры́та. Она,\ наве́рно, в каки́е-то определённые часы́ или дни. [Соб.: Может быть.] Мо́жет у них, да, мо́жет у них не… не поло́жено, допу́стим, до обе́да ходи́ть. Ўот. Потому́ что я-то приезжа́ю, допу́стим, е́сли я у Злы́нку е́ду по дела́м, я е́ду с утра́, и вот ско́ка хожу́, она́ там всё вре́мя закры́та. Мо́жет, е́сли то́ка по́сле обе́да… У них там как-то по-своему. [После обеда, да?] Да. [А староверы у вас тоже живут?] Ну они́, мо́жет и есть, но мы, как те сказа́ть, лю́ди скрыва́ют, нихто́ не говори́т, кто он. [Почему?] Не зна́ю, мо́жет, боя́тся осужде́ний и́ли прокля́тий каки́х-нибудь. [Проклятий?] Ну, допу́стим, ну, е́сли человек\, нн... как тебе́ объясни́ть. Ну от я, допу́стим, говорю́, что я не ве́рю в э́то, есте́ственно, мне любо́й ве́рующий, кото́рый искре́нне ве́рит в э́то, мо́жет меня́, как сказа́ть, ну, не то что прокля́сть, а вот да́же ненаро́ком про́сто вот как-то сказа́ть так, что нельзя́ так тип… нн... ти́па как мо́жно не ве́рить в Бога́? Ну как? А как в него́ ве́рить, е́сли его́ нет. [А староверы чем отличаются?] Чёрт его́ зна́ет, про них вообще́ ничего́ не сл… не слы́шала, не зна́ю, кто они́ таки́е. [Иконы у них такие же, не знаете?] Ну, вобще́, наве́рно, да. Про́сто вот чем… Зна́ешь, чем они́ отлича́ются? Обря́дами сва́деб, похоро́н. Мы, допу́стим ўот, ну ўот, похорони́ли челове́ка, на сле́дующий день несём за́втрак, а други́е не но́сят. Со́рок дней там и́ли ско́ка там одни́ отмеча́ют, други́е не отмеча́ют. Ну, то есть э́то, понима́ешь? Вот в э́том. [Кто отмечает, а кто нет?] Не зна́ю, в э́том отличае́тся.