Характеристики текста
Год2017
СобирателиИДД, НАС, ЧМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодСОА
Полf
Год рождения1974
Место рождения
Опросник
IIIa 15 Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 10 Существовал ли обычай на другой день после похорон навещать покойника? Как это называлось (будить, побужать покойника, носить завтрак, навещать и т.д.)? Кто и как это делал? Что приносили с собой (еду, полотенце)?
Ключевые слова
Время, День, Жизнь-смерть, Запреты, Кладбище, Могила, Молиться, Покойник, Покойник заложный, Полдень, Похоронный обряд, Причитания, Пространство, Самоубийца, Священник, Семейные обряды, Слезы, Сутки, Тот свет, Утро
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1245
1245
[Ранее говорила о разнице мажду баптистами и православными. См. XXIIa-14 а, в] На счёт… по по́воду своего́... вот, ну, э́то я понима́ю, что вот у нас человек\ у́мер, и на сле́дующий день до обе́да и́менно… и́менно вот в э́тот моме́нт с де́вяти до двена́дцати обе́д но́сится на кла́дбище, вот. [С девяти до двенадцати?] Даа, и́менно до двена́дцати, всё, пото́м уже́ нельзя́ вобще́ ходи́ть… на кла́дбище. И говоря́т, когда́ хоро́нишь, нельзя́ ходи́ть… Ну ўот похорони́ли, нельзя́ ходи́ть на кла́дбище ка́ждый день, там вот как у нас быва́ет, так и он. У наc у одно́й… па́рень из-за си́льной любви́ обли́л себя́ э́тим… бензи́ном и поджёг. […] Ну и она́, коро́че, бе́гала на кла́дбище ка́ждый день, аа... а э́та… сосе́дка… [Кашляет.] Был большо́й пра́здник, сосе́дка е́здила на кла́дбищ… оой, у це́рковь и спроси́ла у ну… у свяще́нника, гърит: мо́жно ли и́ли нет. Он гъри́т: «Ни у ко́ем слу́чае, – г\рит, – нельзя, по́сле того́, как похорони́ли, вобще́ не сто́ит ходи́ть и беспоко́ить поко́йника. Ну, то есть э́то она́ бе́гает же, пла́чет там э́то. Э́того, гърит, де́лать нельзя́. [Почему?] Ну,_ ти́па он же и так неупоко́енный, потому́ что он самоуби́йца. Он же обли́л себя́ э́то… И получа́ется, что и она́ ему́ не даёт поко́я, не отпуска́ет его́, он и так не мо́жет уйти́, ну, в мир ино́й, и получа́ется, что она́ хо́дит к нему́, ну, от пла́чет там во́зле него́, всё. Получа́ется она́ его́ то́же не отпуска́ет от… ну, от себя́. И он по… неприка́янный тада́ вобще́: ни туда́, ни сюда́ – никуда́ не мо́жет. [Соб.: Вы говорите «плачет», сейчас до сих пор так принято? Про это говорят «голосить».] Даа, пою́т, да. Для э́того специа́льно люде́й… у нас вот, в нашей дере́вне… ээ... Кла́ва, Поли́на… а не, не Поли́на, а как же её зову́т? Ли́да! Кла́ва, Ли́да и тёть На́дя Миха́лна, вот, три челове́ка у нас таки́х, их специа́льно приглаша́ют, чтобыы лю́ди пе́ли. Ну… от э́то от. [Молитвы читали?] Даа, и пото́м уже́ када́ и в… када́ веду́т, нуу, када́ хоро́нят, они́ то́же э́то вот пою́т.