[Откуда заповеди появились у людей?] Бог дал.
[А как?] А натура́льным спо́собом. В да́вние времена́, вот тогда́ бы́ло, Бог избра́л себе́ тако́й наро́д, евре́ев. Потому́ что весь мир тогда́ был язы́ческим, ве́рили во мно́гих бого́в, там на вся́кий слу́чай жи́зни… таки́х бого́в, они́ там да́же, наве́рно, не зна́ли, ско́лько их. Э́тому поклоня́ются, эт… э́тот там за э́то отвеча́ет, э́тот как бу́дто бы что́бы урожа́й был, тот, что́бы семья́, тут ещё... ну язы́чники, одни́м сло́вом. А вот э́то наро́д был, кото́рый в одного́ Бо́га, евре́и. Вот э́тот Бог избра́л их, и одна́жды позва́л са́мого тако́го из них пра́вильного, ну вот по совреме́нному языку́ е́сли сказа́ть, позва́л его́ на одну́ го́ру, тот туда́ зашёл, и Бог яви́лся ему́, ну Бо́га не… нельзя́ ви́деть, а там был куст тако́й большо́й. И в э́том кусту́ он как бы горе́л. Он, представля́ешь, куст гори́т, но не сгора́ет, как ве́чное пла́мя, вро́де пла́мя тако́е. И сам а́нгел, наподо́бие, по ви́ду. И го́лос отту́да, что «Даю́тся те за́поведи». И дал ему́ за́поведи на ка́менных, две ка́менных таки́е пли́тки бы́ли, и на них бы́ли запи́саны. Те́ми слова́ми, на евре́йском языке́, де́сять за́поведей: четы́ре за́поведи о Бо́ге и ше́сть запо́ведей для люде́й, о людя́х. И вот ска́зано бы́ло, что вот «Живи́те по э́тим за́поведям, и всё бу́дет у вас хорошо́». Вот так, так что
[нрзб.] о́бразом.
[А у этого человека был какой-нибудь жезл?] У кого́, у Моисе́я?
[Соб.: Да.] Э́то пото́м. Пото́м, э́то пото́м. А ты отку́да зна́ещь про жезл?
[Про что?] Про жезл.
[Соб.: У меня тут написано.] Ну с Моисе́я да. Э́то пото́м, э́то вот э́ти евре́и, жить-то они́ жи́ли, но они́, они́ тако́й наро́д был стропти́вый, кото́рый непослу́шный о́чень. У них всё вре́мя что́-то случа́лось, то они́ язы́чники, то они́ ещё что́-то, то они́ э́тим недово́льны. И Бог их всё вре́мя нака́зывал. И оказа́лось таки́м о́бразом, что они́ попа́ли в плен в Еги́пет. Тогда́ же люде́й там в о́бщей-то сло́жности бы́ло не так, как щас вот миллио́ны да миллиа́рды. Их там бы́ло там миллио́н, мо́жет, там два. И их про́сто угна́ли в Еги́пет, и они́ там в ра́бстве бы́ли, раба́ми. А пото́м вот, Госпо́дь Моисе́я избра́л и дал ему́ за́поведи, и сказа́л: «Вот, уходи́те». Про́сто «Уходи́те». Там е́сли челове́к ве́рующий, он да́же не спра́шивает: «А куда́ идти́?» Е́сли ска́зано иди́те – иди́. А пото́м тебя́ Бог бу́дет направля́ть, куда́ тебе́ на́до идти́. Вот они́ так и ушли́ с Еги́пта. Ну там на́до понима́ть, что Еги́пет и Изра́иль э́то же там пусты́нные места́, там пусты́ни, там ничего́ нет, там воды́ нет. И вот для э́того дан был ему́ жезл тако́й. У Моисе́я там наверху́ змей тако́й был изображён. И когда́ воды́ не ста́ло у них, Бог, ему го́лос был, что: «Уда́рь по скале́». Там скала́, ну, грит: «А чё я бу́ду по ней ударя́ть?» – «Ну раз воды́ тебе́ на́до». И вот он засомнева́лся, Моисе́й, и за э́то был нака́зан. И нака́зан был так, что лю́ди попа́ли в Изра́иль, а он не попа́л, он у́мер ра́ньше. Вот за э́то недове́рие. Но пото́м он всё-таки уда́рил, и потекла́ вода́ прям с ка́мня. Вот э́то жезл Моисе́я. Ну э́то, понима́ешь, Бог же не бу́дет ка́ждый раз ка́к-то сам всё де́лать. Он выбира́ет челове́ка и́ли предме́т како́й-то и че́рез него́ де́лает, ну вот как ико́на, наприме́р. Ты мо́лишься пе́ред ико́нами. Но ты мо́лишься не ико́не само́й, мо́лишься изображе́нию, ну моли́тва туда́ идёт, наве́рх, э́то как бы переда́точник тако́й. А ико́на для удо́бства, что́бы… э́то ка́жется тебе́, вот ты на неё смо́тришь и мо́лишься. Так же и вот жезл, так же и други́е ве́щи, че́рез них что́-то Бог де́лает. Ну э́то то́лько… то́лько и́збранным.
[А как Моисей умер?] Про́сто у́мер, и всё. Ста́рый.
[А его жезл потом кому-то перешёл?] Про жезл не зна́ю, не говори́т. А нет, почему́. Жезл Моисе́я, да, он… там чу́до, и Бог опя́ть яви́л. Ка… кого́ избра́ть – и положи́ли же́злы у ка́ждого, у кого́ был, и сказа́ли, что, вот, у кого́ он процветёт, то есть прорастёт, ну представля́ешь, па́лка. А с него́ лепестки́ пошли́. Зна́чит, э́то и́збранный челове́к. И вот же́зл его́ процвёл.
[У кого?] У Моисе́я. Да, он процвёл. И сейча́с э́тот жезл нахо́дится в Ковче́ге Заве́та. Ковче́г Заве́та – э́то, ну попросту́ тако́й я́щик, в э́том я́щике вот э́ти скрижа́ли нахо́дятся, на кото́рых за́поведи, вот э́тот жезл, кото́рый процвёл, и ма́нна небе́сная. Ма́нну небе́сную не зна́ешь, чё тако́е?
[Соб.: Нет.] Ма́нна небе́сная – э́то вот когда́, опя́ть же, вот э́ти евре́и шли, они́, кста́ти говоря́, они́ со́рок лет шли. Вот, так. Вот за э́ти все возмуще́ния, за всё не дава́л им Бог напряму́ю. Они́ могли́ о́чень бы́стро дойти́, да́же за год. А вот всё вре́мя у них каки́е-то, тако́й наро́д был, и вот они́ вот ходи́ли, ходи́ли по э́той пусты́не. Там уже́ поколе́ния смени́лись, пото́м уже́ то́лько дошли́. А в пусты́не ку́шать не́чего бы́ло, и како́е-то вре́мя си… лю́ди си́льно возмути́лись, что вот: «Мы всё, что бы́ло, уже́ съе́ли, не́ту ничего́». И тада́ Бог посла́л им, зна́чит, перепело́в снача́ла.
[Что послал?] Перепела́, пти́чки таки́е. Зна́чит, там ну про́сто ту́чи э́тих перепело́в на зе́млю упа́ли, они́ дава́й их подбира́ть, пое́ли. Вот, а на сле́дующий день ма́нна небе́сная, зна́чит, така́я, как бы снеɣ. По цве́ту приме́рно така́я же. Посы́палась с не́ба. Они́ дава́й собира́ть, что́ э́то тако́е. Пото́м попро́бовали – вку́сно. Вот, и ма́нной э́той они́ пита́лись, пока́, вот э́ти со́рок лет, пока́ не пришли́ в Изра́иль. И она́ не убыва́ла. Но храни́ть её нельзя́ бы́ло. Они́ хоте́ли, ну евре́и же хи́трый наро́д, они́ хоте́ли там: «Запасёмся». Ничё подо́бного, они́ сего́дня набра́ли побо́льше, на сле́дующий день она́ испо́ртилась. Поэ́тому они́ ка́ждый раз бра́ли сто́лько, ну э́то ви́дишь, э́то у́чит, всё вре́мя Бог у… он же не про́сто так де́лает. Не про́сто там: «А вот, я вре́дничаю». Да нет, специа́льно де́лается для того́, что́бы чему́-то научи́ть, показа́ть свою́ си́лу, что он, что без него́ нельзя́, что без него́ ничё не смо́жете. «Ну я же вас сде́лал, ну что вы пы́житесь там, куда́ вы ле́зете, заче́м?» Ну заче́м? Вот так же и с ма́нной. «Не запаса́йтесь». И в за́поведях то́же говори́тся, в други́х, что «Не забо́ться о за́втрашнем дне». Ты о сего́дня хорошо́... о сего́дняшнем дне хорошо́ поду́май. А за́втра бу́дет день – бу́дет ви́дно. Ну каки́е-то просты́е пла́ны мо́жешь, коне́чно, себе́, там, что́-то заду́мать. Но уве́ренности-то не мо́жет быть. Ника́к. Е́сли б така́я уве́ренность была́, а заче́м тогда́ Бог?