Характеристики текста
Год2022
СобирателиАСК, КИВ
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Информанты
Данные об инф.
КодКММ
Полm
Год рождения1952
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
XXVII 19 а Кто такой Иуда (Юда)?
XXVII 19 г Почему и как Иуда предал Христа? (макнул хлеб в солонку). Почему он поцеловал Христа?
XXVII 14 б Где Христос родился? Почему? Кто при этом присутствовал?
XXVII 19 доп
XXVII 19 е Как умер Иуда (повесился на осине, был придавлен деревом)?
Ключевые слова
Библия, Бог, Говорить, Деньги, Дерево, Жизнь-смерть, Иуда, Легенды, Народное православие, Новый-старый, Осина, Распятие, Растения, Стол, Три, Фома св., Христос, Цвет
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 12501
12501
[А как Иуда умер?] Да он пове́сился. [А не говорили, что он на осине повесился?] Аɣа́. Почему́ на оси́не? Изра́иль… в оси́не не́ту Изра… оси́н. [Соб.: Не поняла.] В Палести́не не́ту оси́н. Он не мог на оси́не. Э́то так говоря́т. [А почему так говорят?] А говоря́т, потому́ что ты ви́дела… оси́ну де́рево ви́дела, да? [Соб.: Да.] И вот е́сли ты ви́дела, вот: у неё, да́же ве́тра не́ту, а у неё ли́стики вот [пальцами руки имитирует колыхание листвы]. Ну вот поэ́тому, гърят, что вот трепе́щет, как Иу́да в аду́. Э́то вот тако́е сравне́ние. А там не́ту, нет. Там да, там како́е-то де́рево бы́ло, и он… Ну, ви́дишь, сра́зу… пове́сился тада́ однозна́чно, но вот на како́м де́реве и как? Я вот чита́л у… Андре́ева, есть тако́й расска́з… по́весть «Иу́да Искарио́тский». А, «Иу́да-преда́тель», «Иу́да-преда́тель». Там, зна́чит, напи́сано, что он когда́ уви́дел, что Ису́са распя́ли… распя́ть должны́, он по́нял, что преда́л неви́нного челове́ка. И пошёл э́ти де́ньги отда́л, [нрзб. – 01:23:29.760] ему́ запрети́ли. Пошёл, зна́чит, и вы́брал себе́ де́рево, кото́рое бы́ло на обры́ве – ве́тка та́к вот [поднимает руку параллельно полу] висе́ла – и он со страхо́вкой, что́бы, е́сли та́ же верёвка оборвётся и́ли ве́тка слома́ется, то он туда́ на ка́мни упадёт, всё равно́ разобьётся. И вот так он пове́сился, и на виду́. И у́тром лю́ди просну́лись в го́роде, смо́трят, там ви́дят э́то де́рево, оно́ хоть далеко́, и виси́т. «Хто?» – «Иу́да». И сбро́сили его́, в ров тако́й Гее́нна, где сжига́ли тру́пы там, уме́рших живо́тных там, ну, вся э́та ме́рзость. Там всё вре́мя ш… вони́ща ту… туда́ его́ сбро́сил. За то, что преда́л… да́же преда́л и прода́л Ису́са Христа́ Бо́га. [А Иуда как выглядел? Он не был рыжим?] Говори́ли, да, ры́жий. [Рыжий был?] Да. Ры́жий Иуде́й, рождённый среди́ камне́й. [Смеётся.] [А почему среди камней?] Ну э́то так. А где мог тако́й уро́д роди́ться? [Смеётся.] Э́то уж так, как… ну, краси́во ска́зано, да. Ры́жий, ну… то́же я чита́л, что ры́жий, тако́й, невысо́кого ро́ста, но о́чень си́льный, о́чень си́льный, така́я звери́ная си́ла была́ от приро́ды. Он был зави́стливый, он тако́й был, зна́ешь, упря́мый, у его больша́я голова́ была́, каки́е-то там [усмехается] вся́кие… шишкова́тая така́я, он весь углова́тый был. И со все́ми всё вре́мя спо́рил, всё он недово́льный был, но́ ходи́л с Ису́сом и поэ́тому он, среди́ други́х апо́столов он э́то проявля́л, а када́ Ису́с был, он… он молча́л, ну, ничё не говори́л. Ну могу́ вам ещё исто́рию рассказа́ть, как он с апо́столом с други́м соревнова́лся, е́сли хоти́те. [Соб.: Давайте.] Зна́чит, апо́стол Пётр тако́й был, слы́шали, да? [Соб.: Да.] Ну вот. Апо́стол Пётр и апо́стол Па́вел – э́то первоверхо́вные апо́столы, то́ есть, усло́вно говоря́, са́мые гла́вные. Вот и… Апо́стол Пётр, он то́же по описа́ниям был кре́пкий, но высо́кий. То́же тако́й был, то́же упря́мый, то́же… но́ в до́бром понима́нии. Он был упря́мый и насто́йчивый вот как раз в том, что́бы помога́ть Ису́су, что́бы всё пра́вильно бы́ло, что вот так, как должно́ быть. Вот. А Иу́да он всё что́-то выи́скивал там. Ну и ка́к-то… И он понима́л, что его́ не лю́бят и ка́к-то вот ско́лько мог там, чё-нибудь где́-нибудь ко́зни там де́лал. И одна́жды он вы́звал его́ на соревнова́ние, гърит: «Ну не хо́чешь со мной обща́ться – дава́й тогда́ посоревну́емся». Вот ка́мень, – гърит, – большо́й, дава́й хто да́льше бро́сит, тот и прав». А Пётр говори́т: «Да не хочу́ я с тобо́й соревнова́ться. [Нрзб.] с ке́м-нибудь други́м». Вот он приста́л к нему́, приста́л и… ну вы́нудил его́. А… ну как вы́нудил? Взял его́ и бро́сил ка́мень. Ну то́му ка́к-то то́же уже́ – он взял э́тот ка́мень то́же бро́сил. А у них бы́ло не хто да́льше бро́сит, а хто потяжеле́е ка́мень… подни́мет и бро́сит хоть на метр, хоть на два́ там. Вот и друго́й взял ка́мень бро́сил, и вот они́ так броса́ли-броса́ли-броса́ли. Пото́м подошёл моме́нт, когда́ Иу́да… не получа́ется, не мо́жет. Пётр подошёл – то́же не мо́жет. И вот они́ оди́н раз, второ́й раз – ну, всё, как бу́дто бы ничья́. Пото́м Пётр… ду́мает: «Ну как вот э́тот Иу́да, ка́к-то мне́ бы на́до бы его́ победи́ть». И он к Ису́су подошёл и он грит: «Учи́тель, помоги́ мне э́тот ка́мень по… [усмехается] подня́ть, чтоб я Иу́ду победи́л». Зна́ешь, как отве́тил ему́ Ису́с? Он гърит: «Пётр, вот я тебе́ помогу́, а хто ему́ помо́жет?» [А почему он так ответил?] А вот поду́май. Потому́ что Бог всех лю́бит, для него́ не́ту – люби́мый, нелю… Ну, есть, коне́чно, лю… бо́льше люби́л там одного́ апо́стола, там Иоа́нна, наприме́р. Но люби́ть ну́жно всех люде́й, всех. И вот э́то тако́й приме́р, что он ду́мает и о том\, хто хоро́шее де́лает, ну и о то́м, хто плохо́е де́лает. Мо́жет, э́тому ещё и бо́льше нужна́ по́мощь. Хоро́ший-то мо́жет и сам спасти́сь, а э́тому хто помо́жет? Е́сли его́ все не лю́бят и все его та́м… ка́к-то не хотя́т с ним ничего́ име́ть. Ну вот он так отве́тил и Пётр так удиви́лся… по́нял. Вот. Но тем не ме́нее всё-таки Иу́да по э́той за́висти по свое́й… всё-таки прода́л Ису́са. То́лько из за́висти, там никако́й причи… он его́ не обижа́л. Б\олее того́, он да́же ему́ я́щик дове́рил с деньга́ми. У них был я́щик, кото́рый… там лю́ди приходи́ли, ну, потому́ шо они́ хо́дят… то́лько учи́ли, а на́до же ку́шать… там. Ну ему́ туда́ туда́ что́-то приноси́ли и де́нежки э́ти броса́ли в я́щик. И когда́... пришло́ [нрзб.] де́ло, а хто бу́дет э́тим я́щиком заве́довать, а Ису́с гърит: «Да пуска́й Иу́да заве́дует». То́же удиви́лись, представля́ешь. Вот. А пото́м ещё был тако́й апо́стол Фома́, зна́ете? [Соб.: Нет.] [Смеётся.] Всё вы не зна́ете. [Вздыхает.] Ну погово́рку слы́шали – Фома неве́рующий? [Соб.: Да.] Ну вот, вот э́то и есть апо́стол Фома́. Вот он… он, его́ называ́ли неве́рующим не потому́, шо он не ве́рил, он как ра́з-то ве́рил, а неве́рующий потому, што про́сто так сказали. Он… ве́рил, но вот ему́ на́до бы́ло убеди́ться. Вот он что́-нибудь там сказ… он придёт, посм\отрит и потро́гает вот, понима́ешь, убеди́ться ну́жно. Вот. И он одна́жды смо́трит, а Иу́да – раз, в э́тот я́щик зале́з, де́нюжку отту́да взял и ушёл. [Имитирует удивлённый голос.] Он – раз, а чё де́лать? Он… ду́мает: «Ему́ самому́ е́сли сказа́ть – э́то бесполе́зно…» Ну и он пошёл и Петру́ сказа́л. Пётр гърит: «Что? – и он: – Да я его́ щас! Где́ он?» Прихо́дит, зна́чит, Иу́да, и он его́ хвата́ет, дава́й его́ там души́ть. А Ису́с грит: «Чё де́лаешь?» Он грит: «Дак ты зна́ешь, он э́то, он де́ньги взял из я́щика, э́то ж на́ши о́бщие де́ньги». А Ису́с грит: «Пётр, э́то на́ши о́бщие де́ньги – знач\ит ка́ждый мо́жет взять сто́лько, ско́лько ему́ на́до. Любо́й». И вот так оправда́л Иу́ду. [А как Иуда выдал Христа?] Ну по за́висти. [Соб.: Нет, он же стражникам на него как-то указал.] А, пото́м? [Соб.: Да.] Ну э́то уже́ процеду́ра сама́. Ну да. Они́ там в Гефсима́нском саду́ бы́ли, Ису́с был с ученика́ми там. Там люби́мое ме́сто тако́е бы́ло, где они́ моли́лись. И моли́лись, и собира́лись про́сто поговори́ть – ме́сто тако́е удо́бное, сад. Вот. И тем бо́лее там он принадлежа́л одному́ из ученико́в Его́. Э́тому, Луке́. Он… ой, Ма́рку, Ма́рку, не Луке́. Он… Он… Он всё-таки, наве́рно, уже́ знал, что… что бу́дет. И когда́ они́ появи́лись… вот э́то Иу́да и все э́ти, [вздыхает] с… там, с меча́ми, с ко… с па́лками, что́бы его́ забра́ть. И Иу́да им говори́т вот э́ти, кото́рые с ним пришли́: «Вот я к… к кото́рому подойду, поцелу́ю его – вот э́то и есть Ису́с, забира́йте Его». И он подошёл к нему́, поздоро́вался, поцелова́л, а Ису́с гърит: «Чё, предаёшь меня́? Ну чё, предаёшь – не предаёшь?» [То есть Иисус знал?] Ну коне́чно, Он же Бог. [Усмехается.] Он знал, он давно́ всё знал, понима́ешь, Он же и челове́к в то́ же вре́мя был, Он до́лжен был и путь вот э́тот вот челове́ческий пройти́ та́к же, как и мы́ все. Он та́к же боль чу́вствовал, та́к же и го́лод, и всё остально́е… никако́й ра́зницы не́ было. Еди́нственное, шо у Него́ греха́ не́ было, потому́ шо раз Он боже́ственная была́ у Него́ там, грех к Нему́ не мог приста́ть, и по́этому вот Он называ́лся Бо́гочеловек. Ну вот та́к, да, о́чень про́сто бы́ло. Ну вот в то вре́мя там Пётр ещё возмути́лся опя́ть и гърит: «Чё, мо́жет мы щас тут перебьём всех там?» Меч схвати́л и одного́ раба́ уда́рил, пра́вое у́хо ему́ отсёк. Он грит: «Да не, не на́до его́... его́... всё. Всё должно́ испо́лниться, как ска́зано. Проро́ки как сказа́ли, так и должно́ быть». [А когда Пётр раба схватил?] Вот в э́то же вре́мя, када́ они́ пришли́ забира́ть Его́, Ису́са. Пётр грит: «Мо́жет мы их… начнём би́ться с ни́ми?» Он гърит: «Не на́до». Ну у́хо отсёк ему́, но пра́вда Ису́с взял э́то у́хо ему́ приложи́л и оно́ приросло́.