[Ранее, рассказывая об обычае ставить кресты над дверьми на Крещенье, АНА произнесла слово «стайка».] [Вы упоминаете «стайку», это что?] А в ста́йке закре́щивали же то́же ведь, о Го́споди, то говори́ли, что хозя́ин там, с коро́вами. Если он в… возлюби́л коро́вушку твою́, зна́чит, он… она́ бу́дет хорошо́ дои́ться, и с ней ничего́ не случи́тся. Но быва́ло так, что, придёшь – коро́ва мо́края. Вот. Ста́нешь говори́ть, да, э́то хозя́ин гоня́л её всю ночь. И она́ ж вот стои́т, её как бы вот вздра́гивала. Ну вот и… Ста́йку обяза́тельно то́же закре́щивали. Обяза́тельно.
[Когда новую корову покупают, нужно что-то сказать, чтобы хозяин её принял?] Э́то… да. Да-да-да-да. Обяза́тельно. Заво́дишь когда́ коро́вку в ста́йку, вот, да́же вот уже́ домо́й че́рез воро́та, ложь и́ли свой поясо́к расстила́й, и́ли м… мужчи́на пусть реме́нь расстила́ет. Вот. Она́ перешагнёт, в ста́йку заходи́те и: «Хозя́ин, – говори́т, – хозя́ин-ба́тюшка, я пр… т… привёл тебе но́вую скоти́нку на твоё усмотре́ние, на твою́ э́ту… Береги́. Леле́й и холь её». Вот. Вот так вот пригова́ривали. Сейча́с уж после́дней коро́вы лиша́ются все.
[Как скот выбирали?] А, выбира́ли скот… Как тебе́... Обы́чно хвост разъединя́ют, смо́трют, е́сли хоро́шая коро́ва… и жи́рность хоро́шая, вот на хвос… там идёт же э́тот, вито́к, а пото́м уже́ э́ти вот волосо́чки. И вот до са́мого вот э́того, где корешо́к, смотре́ли, раздви́нут так, посмо́трют, е́сли он жёлтенький, бери́, коро́вка хоро́шая бу́дет. Пото́м ещё по рёбрам определя́ли.
[Как?] А по рёбрам определя́ют, е́сли вот по́лностью ладо́шка ме́жду рёбер вошла́ – коро́ва зо́лото. И здесь вот у них вихоро́к… есть у коро́в, мо́жет быть когда́ придётся, смотри́те, вот где глаза́
[лоб коровы], вот здесь вот вихоро́к у них там тако́й как закру́ченный. Е́сли он ни́же сюда́ опуска́ется – хоро́шая коро́ва. Е́сли вверху́ вот здесь
[выше уровня глаз] – лу́чше не п… не тро́гать. Э́то не… не коро́ва, а бык бу́дет.