Характеристики текста
Год2022
СобирателиБЕС, ЭАБ
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Информанты
Данные об инф.
КодГТП
Полf
Год рождения1962
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
XXIIa 14 а Кто такие староверы, чем они отличаются от других? Как они жили? Как называют нестароверов? Разрешали ли они носить кольца и бусы, курить, есть и пить из их посуды?
Ключевые слова
Бог, Вера, Головные уборы, Двор, Дом, Запреты, Икона, Народное православие, Одежда, Платок, Предания, Пространство, Свой-чужой, Скот, Старообрядцы, Фартук, Церковь, Штаны
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 12617
12617
Бы́ло ра́ньше, и обы́чаи, и всё бы́ло – ну, как и во всех сёлах, наве́рно. Мо́жет, где́-то в глуби́нке, мо́жет, что́-то и… И то, мне ка́жется, в глуби́нке, мне ка́жется, лю́ли спива́ются. Вот недалёко от нас Черемша́нка [село в 40 км от с. Карасуль] – там вообще́_, оой. Щас-то нигде́ оно́ не сохрани́лось – я вот ли́чно так ду́маю. Мо́жет, где́-то вот в Исе́тском вот райо́не, вот где́-то там, в той о́бласти. Там, мо́жет, где́-то каки́е-то ещё ста́рове́ры жи́ли. Там у ма́мы то́же сестра́ жила́, я по́мню, у них был моле́бный дом. Вот там всё старове́ры жи́ли, я поч… я почему́ по́мню – потому́ что у них там как… все огра́ды вот до́сками засте́лены, вот под кры́шей всё бы́ло по́лностью, и стоя́л у них дом моле́бный. Там и́хная тётушка заве́довала, я по́мню, мы с бра́том, ну, с двоюр… ну, с кузе́ном, коро́че, с мои́м. Ходи́ли, он мне пока́зывал э́тот моле́бный дом, и чё я запо́мнила: как про́сто дом, ку́хня, се́нки, там ку́хня и ко́мната. Захо́дишь в э́ту вот ку́хню – стоол тако́й длии\нный, по сте́нкам ла́вки, ико́ны, коне́чно. А в за́ле… ой, девчо́нки! Я щас вот ду́маю, вот Ви́тя тут приезжа́л, я ника́к не спроси́ла. Каки́е там ико́ны! Там вот так вот по сте́нам, и же́мчугом, и вот кни́ги таки́е с замка́ми-то!.. От тако́й вот – до тако́й. Вся́кие каки́е-то ле́нты, каки́е-то, там, чётки! Я, грю, зашла́, грю, у них там па́хнет э́тим во́ском и́ли чем: «Нифига́ себе́! Там, – говорю, – такоо\е богаа\тство!» Я говорю́: «И чё, – говорю́, – э́то, с э́тим до́мом-то?» – «А хо́дят, – говори́т, – вот э́ти старове́ры, – говори́т, – мо́лятся». С э́тим до́мом-то, вот. А щас вот он был, а я там уже́ сто лет не была́. Куда́ вон э́ти ико́ны ушли́? Там бы́ло тако́е бога́тство! Я да́же, мне ка́жется, в це́ркви… в на́ших таки́х не ви́дела. [А где это было?] В Исе́тском, вот, в дере́вне Ключи́. Там про́сто, как… три у́лицы и вот э́тот моле́бный дом. Девчо́нки, ико́ныы! Пря́мо так вот же́мчугом ико́на Бо́жьей Ма́тери-то, и там… Кни́ги – я впервы́е таки́е кни́ги ви́дела – они́ таки́е… какие́-то, как то́же во́ском, что́ ли, нама́заны, каки́е-то таки́е здесь жёлтые таки́е замки́ и ма́ленькие таки́е то́ўстые. Вот тут на ста́рославя́нском, вида́ть, напи́сано, потому́ что я смотре́ла э́то и… ничё не поняла́. Куда́ все де́лась? Я чё-то да́же про э́то и забы́ла, а вот вспо́мнила. Щас с ва́ми вот про старину́ тут заговори́ли, и я вспо́мнила – куда́ же э́то ба́бка-то всё дева́ла? На́до позвони́ть спроси́ть. Так, поди,\ растащи́ли там старове́ры по себе́, раз… дом разо́бран, мо́жет быть. Ну, у них же там свои́ обря́ды. [Сильно староверы отличаются от нашей церкви?] Ну, там не ку́рят вообще́! Как бы… там вообще́ они́ отлича́ются! Ну, там, коне́чно, не́ было тако́го, чтоб, там, кру́жку с… там, с коло́дца с и́хнего и́ли, там, с посу́ды с и́хней. Но там они́ все таки́е… я никого́ не ви́дела, чтоб все в штана́х – мы́-то прие́хали уже́ в джи́нсах. К.. как я поступи́ла в Тюме́нь, а он в а́рмию – вот я е́здила на про́воды туда́ к нему́ – там в ю́_бках, в пла́_тьях! Е́сли, там, на ку́хне чё-то, что́бы они́... и все в платка́х, там, в фа́_ртуках. Ну, у ка́ждый двор у них там почему́-то был про́сто огра́да, да́же на оборо́тах-то вот так вот какие́-то э́ти там сколо́чены, тут всё э́то на полу́ да́же э́ти до́ски. Скоти́на – они́ по огоро́дам, там у них како́й-то заго́н, чтоб они́ по огра́де ходи́ли, там, коро́вы, – неет, они́ там всё в заго́н э́тот угоня́ли, там дои́ли и опя́ть. А у на́с-то нет, у ка́ждого тут стои́т кобыли́на. А там нет, я вот э́то, тогда́, по́мню, говорю́: «Ма́ма, а у них как, – говорю́, – хорошо́, чи́сто. В огра́де, – говорю́, – до́ски, – говорю́». А вся скоти́на за дворо́м там, вся туда́ выгоня́ется, пасётся, не то что у нас вот тут, а у них вообще́ оно́ как бы за огоро́дами подво́рье-то. И… хорошо́ бы́ло, клу́ба у них там не́ было, потому́ что мы не ходи́ли там в клуб. А щас там вообще́ никого́, там оста́лся то́лько оди́н дед – дя́дя Нефёд – вот оте́ц моего́ бра́та. Он оди́н там так и живёт. Я говорю́: «Дак он чё хоть к вам-то не е́дет?» – «Не хо́чет» – «А как, говорю́, он там оди́н живёт?» – «Он привы́к уже́, дак то́же ле́т-то мно́го. Не хо́чет». Он не… не ку́рят, не пью́т – вот я была́ там – ни мужики́, тем бо́лее же́нщины. Никто́ не ку́рит. Ну, э́то… у нас-то уже́ тут… Хоть я и не сказа́ла бы, что́ была́ цивилиза́ция.