Характеристики текста
Год2022
СобирателиДИС, ДКА, КИВ
Место сбора данных
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль-Октябрьский
Информанты
Данные об инф.
КодМНН
Полf
Год рождения1960
Место рождения
Тюменская область
Ишимский район
Карасуль
Опросник
XXIIa 18 доп
XXIIa 18 доп
XXIIa 10 е Запишите рассказы о разрушении церквей.
Ключевые слова
Бог, Богородица, Грех, Дефект, Женщина, Икона, Кара, Молиться, Народное православие, Предания, Пространство, Ребенок, Стрельба, Тело человека, Уродство, Устная история, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 12740
12740
[Соб. просит рассказать легенду об иконе.] Э́то Святотро́ицкой-то це́ркви? [Соб.: Да.] Э́то ико́на Абала́кской Бо́жьей ма́тери у нас. Она́ была́ стре́ляна два ра́за. Ну вот я в своё вре́мя писа́ла с ма́льчиком рабо́ту нау́чную. Вот на о́бласти мы с ним выступа́ли в Тюме́ни. Ну мы опра́шивали, ходи́ли, ме́стных жи́телей. К ш… к сожале́нию то́же уже́ мно́гие у́мерли, вот моя́ ма́ма немно́жко рассказа́ла, там вот у меня́ тётя то́же э́то зна́ла. Что они́ нам рассказа́ли: в о́бщем, зна́чит, вот до револю́ции-то, ну при сове́тской вла́сти, когда́ у нас вот це́рковь э́ту разгроми́ли, снача́ла она́ была́ как це́рковь, постро́ена она́ о́чень давно́, там по-мо́ему коне́ц девятна́дцатого ве́ка строи́тельство э́той це́ркви. И, в о́бщем, ну ста́ли выноси́ть все ико́ны. Кото́ры сжига́ли ико́ны, кото́ры пря́тали кто́-то. Ба́бушки домо́й их уноси́ли. А не́которые ико́ны вот так выставля́ли, и в э́то вре́мя, ну сове́тская вла́сть, трениро́вка была́, как нек… одна́ нам же́нщина сказа́ла, что… ну в о́бщем, ве́рсий то́же не́сколько. Ну вот по одно́й из э́тих ве́рсий заста́вили тех, кто, ну, тренирова́лся в стрельбе́, в о́бщем как они́ бы́ли, ну, защи́тники и́ли для того́, что́бы вдруг там враги́ н… ну в о́бщем, обуча́ли их стрельбе́. И стреля́ли вот в э́ту ико́ну. Стреля́ла же́нщина, она́ попа́ла в ико́ну два ра́за. В лоб попа́ла Бо́жьей Ма́тери, а второ́й вы́стрел у неё был в губу́ младе́нца, Бо́га-младе́нца, кото́рый на рука́х у Бо́жьей Ма́тери был. И случи́лось так, что, же́нщину Татья́на, по-мо́ему, зва́ли, она́ впосле́дствии вы́шла за́муж и родила́ двух дете́й. Вот пе́рвая у неё была́ де́вочка, она́ умерла́ сра́зу вот по́сле ро́дов с… не зна́ю уж, ско́лько она́ прожила́ там. Ну умерла́ она́ ма́ленькая. А второ́й роди́лся у неё ма́льчик. И он роди́лся с за́ячьей губо́й. То́ есть и вот ме́стные лю́ди, ве́рующие, ей тогда́ сказа́ли: «Вот э́то тебе́ ка́ра за то, что ты стреля́ла в ико́ну». Потому́ что вот э́тот сын её щас с за́ячьей губо́й, до сих пор живёт он у нас в ста́ром Карасуле́, Са́ша его́ зову́т, он так до си… вот всю жизнь прожи́л с за́ячьей губо́й. То́ есть вот она́ губу́ младе́нцу прос… прострели́ла, вот её Бог и наказа́л. Э́та ико́на пото́м была́, вот уже́ когда́ их куда́-то унесли́, в о́бщем, она́ исче́зла до́лго, и её никто́ не могли́ найти́. И прошло́ уже́ о́чень мно́го, уже́, в о́бщем, клуб у нас существа́л, моя́ ма́ма вот была́ там заве́дующая клу́бом, вот она́ то́же нам и расска́зывала, что стреля́ли-то. А пото́м, когда́ у нас вот сно́ва восстанови́ли э́тот храм-то Святотро́ицкий, оди́н мужчи́на принёс вот э́ту ико́ну, в о́бщем она́ куда́-то тогда́ затеря́лась, в о́бщем, её кто́-то укра́л, не укра́л, унёс, мо́жет, наоборо́т, пожале́л, спря́тал там где́-то. Она́ храни́лась… ну, то́же по ра́зным ве́рсиям, в о́бщем была́ семья́ Сто́говых в ста́ром Карасуле́. Вот они́ я́кобы храни́ли. Вот их сын принёс э́ту ико́ну и отда́л её в наш храм, вот. Он сам хо́дит в храм, и он принёс, отда́л её. Вот, э́та ико́на, немно́жко реставри́ровали её, она́ вот у нас выво́зится в Иши́м туда́, в Нико́льскую це́рковь, она́ вот не́которое вре́мя там была́. Ну тепе́рь вот она́ возвращена́, у нас, я не зна́ю, щас она́ на ме́сте и́ли нет. [Соб.: На месте.] Ну вот, е́сли вы ви́дели, она́ така́я больша́я, её щас под стекло́ взя́ли, коне́чно, ну там э́то, простре́лено, ви́дно о́чень хорошо́ э́ту ико́ну. Ну вот э́то ве́рсия така́я была́. Ну не́которые опроверга́ли э́ту ве́рсию. Хотя́ мы опроси́ли мно́го тогда́ жи́телей, и все всё-таки склоня́лися, что вот стреля́ла э́та же́нщина. Да. [То есть говорят, что кто-то ещё мог стрелять, не только она?] Ну говоря́т, что мо́жет быть да, не она́, но вот я говорю́, мы, пока́ ещё бы́ли очеви́дцы жи́вы, мы вот расспра́шивали, и нам сказа́ли, что всё-таки стреля́ла вот э́та же́нщина, вот. Её Бог наказа́л, и мы вот про́бовали с ребёнком, с кото́рым писа́ли э́ту рабо́ту, у нас це́ль была́ така́я, и́менно вы́явить, каковы́ бы́ли после́дствия, вот вообще́ э́то леге́нда и́ли всё-таки, ну как сказа́ть, ико́на, рели́гия, там, она́ влия́ет на судьбу́ человек\а и́ли не влия́ет, ну мы вот всё-таки сде́лали вы́вод, что влия́ет. [А семья Стоговых всё ещё живёт в Карасуле?] Са́ми роди́тели у́мерли уже́ у них, а вот их сын, вот двухэта́жный дом [показывает на соседний дом], сюда́ за на́ми там да́льше, сын Влади́мир Сто́гов, вот, он здесь вот. Мо́жет он что́-то зна́ет друго́е, вот. Ну, мо́жет быть, э́то не он принёс ико́ну, мо́жет она́ уже́ к нему́ ка́к-то попа́ла. И́ли от него́ уже́ к кому́-то она́ попа́ла, ну вот про́сто его́ фами́лию нам называ́ли вот, не зна́ю. Я уже́ конкре́тно у не́го, мы не спра́шивали у него́. А вот же́нщины, кото́рые, вот его́ роди́телей зна́ли, вот они́ говори́ли, что… он, вот э́тот Сто́гов, пото́м ещё в на́шу це́рковь принёс там каки́е-то ико́ны в дар отда́л, не зна́ю, мо́жет вот он что́-то то́же зна́ет, каки́е-то ве́рсии. Ну вообще́ ве́рсий об ико́не о́чень мно́го ходи́ло. [Смеётся.] Мы, мы рассмотре́ли то́лько одну́ ве́рсию, хоте́ли да́льше рабо́той занима́ться, но я ушла́ на пе́нсию и бро́сила рабо́ту. [Смеётся.]